Алексей Александрович Плещеев

Алексей Александрович Плещеев

Петр Васильевич Киреевский (1808 – 1856) – российский фольклорист, переводчик, публицист. Дворянин. Брат И. В. Киреевского. В детские годы находился под сильным влиянием личности и поэзии В. А. Жуковского. С переездом в Москву (1822 год) Киреевский несколько лет брал уроки у профессоров Московского университета. В середине 1820-х годов был близок к обществу любомудров. В 1829-1830 годах учился в Мюнхенском университете, где на него оказал большое влияние Ф. В. Шеллинг. В 1831-1835 годах актуариус при Комиссии по изданию грамот Московского главного архива МИД (до 1832 года Московский архив Коллегии иностранных дел). С 1837 года жил в своем имении в деревне Киреевская Слободка.

Герб рода Плещеевых

В XIV – XVII вв. Плещеевы входили в состав Боярской думы, занимали важнейшие военные и административные должности. В XVIII – XIX вв. утратили былые позиции и в основном оказались в составе провинциального уездного дворянства. Владели вотчинами и поместьями на землях центральных уездов Русского государства и на северо-западе страны (Новгород, Бежецкий Верх, Торопец, Великие Луки и др.). Орловские Плещеевы принадлежали к 1-й линии средней ветви рода, которая считается от Игнатия Ивановича Плещеева (? – не ранее 1448/53).

Алексей Александрович Плещеев

Алексей Александрович Плещеев

О владельце усадьбы в селе Знаменском, друге Н.М. Карамзина нам, к сожалению, известно немного.

Алексей Александрович (1755 – 1827), премьер-майор (на 1782 г.), секунд-майор в отставке, служил в Московском казначействе. Его родителями были Александр Алексеевич Плещеев (1726 – 1777) и Дарья Николаевна, урожденная Кутузова (1732 – 1757). От отца к ней в наследство перешли имения в Московском (с-цо Пруды, Степаново), Лихвинском (с. Кузначенки), Костромском (с. Новинское), Данковском (с. Спасское), Симбирском и других уездах. В Болховском уезде ей принадлежало село Знаменское [1].

Об имущественном положении А.А. Плещеева отчасти свидетельствует следующая публикация в «Московских ведомостях» от 23 января 1775 в № 7: «Подпоручика Александр Алексеева сына Плещеева каменный дом, состоящий в Белом городе, во 2 части на Тверской улице, в приходе Василия Неокесарийского, в коем о двух этажах палаты: в верхнем 14 покоев, в нижнем 6 жилых, 3 сени теплые, 3 кладовые, 2 погреба для вин, на дворе поварня с приспешною каменная, под ними выход, сарай на 4 кареты, ледник, житница для ссыпки хлеба, конюшня о 14 стойлах и место для ямских лошадей, желающим нанять о цене осведомиться в том же доме у служителя Михаилы Ветошкина» [2].

Алексей Александрович Плещеев занимался сочинительством. Так, в 1787 году он отправил в цензуру свою книгу «Рассмотрение натуры» [3]. Была ли она издана, нам установить не удалось.

М.П. Погодин пишет, что Плещеев был «тесными узами связан с Новиковым» [4]. Ю.M. Лотман, напротив, считает, что Плещеевы – муж и жена – «стояли в оппозиции к кружку московских мистиков» [5]. Вопрос о связи Плещеева с новиковским кружком требует специального скрупулезного исследования. Мы знаем, что и сам Плещеев, и его жена состояли в переписке с Алексеем Михайловичем Кутузовым, одним из идеологов московского масонского кружка 1780-х гг. В письмах Плещеевы обращались к нему не иначе как со словами «любезный и драгоценный друг». Свою дочку Александрину в тесном семейном кругу называли, шутя, его «женой». Вместе с тем, Анастасия Ивановна Плещеева с недоверием относилась к друзьям А.М. Кутузова и старалась отдалить от них Н.М. Карамзина.

Портрет Алексея Александровича Плещеева опубликован в издании Великого Князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX столетий» (СПб., 1909) в томе V, на листе LV. Подпись под портретом не верна. Об этом сообщается в разделе «Поправки и дополнения» к данному тому: «На портрете, к которому приложена биография, изображен не Александр Алексеевич Плещеев, а его отец Алексей Александрович Плещеев».

1. Союз Возрождения Родословных Традиций: https://forum.svrt.ru/topic/7849-плещеевы/
2. Цит. по: Крестова Л.В. А.И. Плещеева в жизни и творчестве Карамзина / XVIII век. Сб. 10. Русская литература XVIII века и ее международные связи. Л., 1975. С. 265.
3. Смирнов С. Цензурная ведомость 1786 – 1788 годов / Осмнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый П. Бартеневым. Книга первая. М., 1860. С. 500.
4. Николай Михайлович Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников. Материалы для биографии, с примечаниями и объяснениями М. Погодина. Часть 1. М., 1866. С. 214.
5. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина и их место в русской культуре / Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1987. С. 525.

Анастасия Ивановна Плещеева

Годы жизни Анастасии Ивановны Плещеевой точно неизвестны [1]. В некоторых источниках год ее рождения - 1754. Она родилась в семье статского советника Ивана Яковлевича Протасова (1721 – 1778) и его жены Александры Александровны, урожденной Юшковой. В семье было десять человек детей: четыре сына и шесть дочерей. Один из братьев Анастасии Ивановны, Андрей Иванович Протасов (1759 – 1805), был женат на Екатерине Афанасьевне Буниной. Сестра Анастасии Ивановны Елизавета была первой женой Николая Михайловича Карамзина. Большая часть протасовских имений находилась в Мценском уезде Орловской губернии. Не позже 1778 года Анастасия Ивановна вышла замуж за болховского помещика секунд-майора Алексея Александровича Плещеева. Жили супруги в Москве, а лето проводили в Знаменском.

Е.И. Елагина, внучатая племянница А.И. Плещеевой, пишет:

Протасовы были все очень образованы; говорили и читали очень много по-французски и по-итальянски, брали уроки рисования у Тончи [2] и очень охотно пускались в богословские разговоры [3]

Бесспорно, Анастасия Ивановна Плещеева была весьма незаурядною личностью: сочиняла на французском языке рассказы и пьесы, в ее доме был домашний театр. Кроме прочего, она серьезно занималась вопросами народного образования, организовала уездное начальное училище в Болхове. В 1808 году она перевела на русский язык книгу французской писательницы Мари Ле Пренс де Бомон «Училище бедных, работников, слуг, ремесленников и всех нижнего класса людей». Ее перевод был высоко оценен в журнале «Вестник Европы» (1808, № 21).

В своих письмах Анастасия Ивановна предстает перед нами как женщина эмоциональная и чувствительная: «она и любит беззаветно, и ненавидит безгранично» [4]. А.М. Кутузову, с которым ее, как и с Карамзиным, связывала «сентиментальная дружба», она беспрестанно жалуется на то, что ее близкие не любят ее так сильно, как она любит их: «Божусь вам, что я боюсь сойти с ума: можно ль, что я всех так люблю много, а меня никто? Алексей Александрович [5] любит меня, это правда, но не так, как я его. Его пасмурный вид меня сокрушает, как бы я на него сердита ни была, а ежели он огорчится, то я уже плачу и прошу прощения. Усмешка на его лице делает меня довольной. Я чувствую уже в сердце от горя облегчение, когда я его спокойного вижу. Но это ж он как плотит? Это правда, что он редкий супруг; то делает, что редкие могут сделать; но нет в нем той нежности, которую я имею. Он может видеть меня грустною и не спросит меня, о чем грущу. Это будто любовь! А друг мой Николай Михайлович [6] совсем переменился <…> Поверите ль тому, что я теперь только о том Бога прошу, чтобы дружба моя к нему совершенно в холодность превратилась <…> Вот говорят, что дружбы ничего на свете нет лучше, что она вечная и измены в ней не бывает. А я, право, любви не знаю, как в ней люди страдают, и не ведаю, но от дружбы во век мой много страдала» . «Ежели и вы перестанете меня любить, – пишет Плещеева Кутузову в другом письме, – то я не знаю, как возмогу я перенести сие. Хотя у вас я всегда в десятых была, но что делать, по нещастию вы у меня в сердце не десятый и очень, очень я вас люблю» [8].

Величайший знаток русской культуры XIX века Ю.М. Лотман пишет: «глагол «любить» подвергся в кругу людей, причастных к «чувствительной» культуре, семантическому расширению: он начал употребляться в значении сильной сердечной склонности и мог не иметь какого бы то ни было оттенка эротизма. Соответственно с него было снято табу: из редко и лишь в особых ситуациях употребляемого слова он сделался одним из наиболее употребительных»

Н.М. Карамзин знал склонность своей приятельницы к преувеличениям: «Несмотря на частые и смешные ссоры она очень любит меня», – писал он И.И. Дмитриеву [9]. Анастасии Ивановне посвящены многие произведения Карамзина. Правда, к концу 1790-х годов в их отношениях наступило некоторое охлаждение. По крайней мере, 25 июня 1799 года Карамзин писал И.И. Дмитриеву, что Настасья Ивановна «давно уже обходится со мною холодно» [10], однако он продолжает хлопотать об улаживании запутанных дел Плещеевых. В 1801 году Карамзин породнился с Плещеевым, женившись на сестре Анастасии Ивановны – Елизавете Ивановне Протасовой, которая умерла через год, после родов, оставив дочь Софью.

К сожалению, жизнь Анастасии Ивановны Плещеевой, личности, бесспорно, колоритной и энергичной, была омрачена слабым здоровьем и непрекращающимися материальными затруднениями. По воспоминаниям Е.И. Елагиной, в преклонных годах Плещеевы жили в бедности: «Анастасия Ивановна, когда угощала гостей друзей, сама стряпала, но она делала это так весело и так любезно, сама, смеясь над своими неудачами по части поварского искусства, что их продолжали охотно посещать прежние друзья» [11].

1. «Русском биографическом словаре» годы жизни А.И. Плещеевой не указаны (Русский биографический словарь. В 25 тт. Том XIV. СПб., 1905. С. 93).
2. Тончи Сальватор (Николай Иванович) (1756 – 1844), итальянский исторический и портретный живописец. С 1800 г. работал в Москве.
3. Елагина Е.И. Семейная хроника // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII – XX вв.: Альманах. М., 2005. [Т. XIV]. С. 272.
4. Русская старина. 1874. Том IX. С. 59.
5. Плещеев
6. Карамзин
7. Барсков Я.Л. Переписка московских масонов XVIII-го века, 1780-1792 гг. Петроград, 1915. С. 130.
8. Там же. С. 148.
9. Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву. СПб., 1866.
10. Там же. С. 113.
11. Елагина Е.И. Указ. соч. С. 284.

Николай Михайлович Карамзин

Карамзин, Николай Михайлович (1766 – 1826) – русский писатель, критик, историк, журналист. Ранними литературными трудами Карамзина были переводы. Свою первую оригинальную повесть «Евгений и Юлия» (1789) он опубликовал в журнале Н.И. Новикова «Детское чтение». В 1789 – 1790 гг. Карамзин путешествует по Западной Европе (он посетил Германию, Швейцарию, Францию, Англию). Вернувшись в Россию, Карамзин в 1791 – 1792 гг. издавал «Московский журнал». Здесь он напечатал большую часть своих «Писем русского путешественника», повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», очерки, рассказы, критические статьи и рецензии, переводы. К середине 1790-х гг. Карамзин становится главой русского сентиментализма. Он и писатели его школы сумели принести в литературу новые темы, создали новые жанры, выработали особый слог. Карамзин учил ценить душевный мир человека; он расширял возможности искусства в изображении человека. Переводя «все темное в сердцах на ясный нам язык», найдя «слова для тонких чувств», Карамзин создал лирику нового типа. Достижения Карамзина усваивали В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, молодой А. С. Пушкин.

Тропинин В.А. Портрет Николая Михайловича Карамзина. 1810-е гг. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Карамзин много сделал для становления национального литературного языка. Он отказался от тяжелой книжной конструкции предложения с глаголом на конце. Используя нормы разговорной речи, Карамзин создал легкую, изящную фразу, передающую эмоциональную выразительность слова. Он открывал новые семантические оттенки в старых, часто книжно-славянских словах («потребность», «развитие», «образ» – применительно к искусству и т.п.), широко применял лексические и фразеологические кальки (с французского). Создавал Карамзин и новые слова («промышленность», «общественность», «общеполезный», «человечный» и др.).

В 1802 – 1803 гг. он издавал журнурнал «Вестник Европы», где преобладали литература и политика. Карамзин в критических статьях «Вестника Европы» изложил свою новую эстетическую программу, осуществление которой помогало литературе стать национально-самобытной. Ключом к самобытности К. объявлял историю.

С 1804 г. Карамзин целиком отдался созданию «Истории государства Российского».

С 1804 г. Карамзин целиком отдался созданию «Истории государства Российского». На основании большого количества исторических источников Карамзин впервые дал цельное изложение истории России с древнейших времен до XVII в. В обширные «Примечания», которыми снабжена «История», вошло много ценных документов, ранее неизвестных, а впоследствии погибших. Работа Карамзина способствовала пробуждению интереса к истории в широких кругах русского общества. Важной художественной особенностью «Истории» явилась ее занимательность. Написана она сочным русским языком.

В.Г. Белинский писал:

Карамзин имел огромное влияние на русскую литературу. Он преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизив к живой, естественной, разговорной русской речи. Своим журналом, своими статьями о разных предметах и повестями он распространял в русском обществе познания, образованность, вкус и охоту к чтению. При нем и вследствие его влияния тяжелый педантизм и школярство сменилось сентиментальностью и светскою легкостью, в которых много было странного, но которые были важным шагом вперед для литературы и общества. Повести его <…> важны по тому обстоятельству, что наклонили вкус публики к роману, как изображению чувств, страстей и событий частной и внутренней жизни людей

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985.; Макогоненко Г.П. Карамзин / Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 3: Иаков – Лакснесс / Гл. ред. А. А. Сурков. М., 1966.

Портрет Николая Михайловича Карамзина. Гравюра Н. Липса с оригинала Кюнеля. 1801 г.

Н.М. Карамзин и семейство Плещеевых

Алексей Александрович и Анастасия Ивановна Плещеевы – лица, которых не обошел вниманием ни один из биографов Карамзина. Их знакомство с будущим великим русским историком и писателем началось около 1785 года. В этом году 19-летний Карамзин приехал в Москву и поселился доме в Кривоколенном переулке возле Чистых прудов. Дом этот принадлежал Дружескому ученому обществу и Типографической компании, учрежденной Николаем Ивановичем Новикóвым. Сведениями об обстоятельствах знакомства Плещеевых с Карамзиным мы, к сожалению, не располагаем. Вероятно, что Алексей Александрович Плещеев, как и Карамзин, был связан с новиковским кружком. Так, В.В. Сиповский утверждает, что Карамзин сошелся с семьей Плещеевых «через масонов» [2].

Из писем Анастасии Ивановны Плещеевой Алексею Михайловичу Кутузову становится ясно, что супруги Плещеевы более остальных были осведомлены о причинах, побудивших Карамзина в мае 1789 года внезапно уехать за границу. Отметим, что отдельное издание «Писем русского путешественника» (1797) имеет посвящение Плещеевым: «Семейству друзей моих П Л Щ В X [1]: К вам писанное – Вам же посвящаю».

Возвратившись на родину в сентябре 1790 года, Карамзин в Москве поселился в доме Плещеевых на Тверской. В 1791 году он начал издавать «Московский Журнал». В нем была напечатана повесть «Бедная Лиза», сделавшая Карамзина знаменитым. «Московский журнал» был очень популярен, но, из-за постоянных материальных затруднений издателя, он выходил всего два года. Круг читателей в то время был настолько узок, что сбор средств по подписке не мог покрыть всех расходов издания. Интересно, что в списках первых подписчиков на «Московский журнал» значится имя сына Плещеевых Александра, тогда двенадцатилетнего мальчика. Прекращая издательство журнала, Карамзин объявлял своим читателям, что в дальнейшем намеревается издавать альманах: «...отрывки или целые пьесы намерен я издавать в маленьких тетрадках, под именем ... например, Аглаи, одной из любезных граций. ... Таким образом, «Аглая» заступит место «Московского журнала». Впрочем, она должна отличаться от сего последнего строжайшим выбором пьес и вообще чистейшим, то есть более выработанным, слогом: ибо я не принужден буду издавать ее в срок». В 1793 г. появилась первая книжка «Аглаи». Вторая книга альманаха, вышедшая в 1794 году, была посвящена Анастасии Ивановне Плещеевой: «Тебе, любезная, – пишет Карамзин, – посвящаю мою «Аглаю», тебе, единственному другу моего сердца!». В 1796 г. Карамзин переводит повесть мадам де Сталь «Зюльма (в переводе Карамзина – «Мелина»): «Настасье Ивановне Плещеевой в знак дружбы и почтения от переводчика» – значилось в посвящении. В 1796 – 1797 годах Карамзин выпускает еще два литературных сборника: «Аониды» и «Пантеон иностранной словесности».

Этот период жизни Карамзина Ю. Лотман называет «знаменским» [3]. Впервые Карамзин уехал в орловское поместье Плещеевых Знаменское в июне 1793 года и пробыл там до конца ноября. В апреле 1794 он проводит там лето. В начале мая 1795 года он снова в Знаменском – до зимнего пути, декабря 1795 года. Здесь, пишет друг писателя И.И. Дмитриев, в сельском уединении, «развивались авторские способности юного Карамзина» [4].

В это период жизни писателя Плещеевы были его самыми близкими людьми: с ними он жил, как родной, разделял их горести и радости. Когда материальные дела Плещеевых пошатнулись, Карамзин, чтобы им помочь, продал братьям свою долю отцовского наследства за 16 тысяч рублей: «Деньгами этими, – пишет М. Погодин, – он хотел помочь друзьям своим Плещеевым, которых любил горячо, и тревожился вследствие их трудных обстоятельств. <…> Неизвестно, сколько он дал им денег взаем, и получил ли обратно, но то известно, что никогда даже не напоминал им об этом» [5].

Из письма Н.М. Карамзина брату: «Я, получив от вас деньги, по долгу сердечной дружбы, обязан отдать их Алексею Александровичу, который имеет в них нужду. Странно было бы для всех, знающих связь мою с его домом, если бы я поступил иначе

Ю. Лотман писал: «Мир, давший Карамзину первые сознательные впечатления, был коренной мир русской провинции, и в будущем Карамзин всегда ощущал свое родство с московской и провинциально-дворянской образованной помещичьей средой» [6]. Без сомнения, именно в такую среду и погружался писатель, когда приезжал к своим любезным друзьям Плещеевым в их Знаменское.

1. Плещеевых
2. Сиповский В.В. Н.М. Карамзин, автор «Писем Русского Путешественника». СПб., 1899.С. 142
3. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987. С. 242.
4. Дмитриев И.И. Взгляд на мою жизнь. С. 78.
5. Николай Михайлович Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников. Материалы для биографии, с примечаниями и объяснениями М. Погодина. Часть 1. М., 1866. С. 251.
6. Лотман Ю.М. Указ. соч. С. 33.

Смотрите так же

Усадьба Плещеева в с. Знаменское

Усадьба Алексея Александровича Плещеева, в которой жил историк Николай Михайлович Карамзин.