Иван Владимирович Лопухин

Род Лопухиных

Лопухины – княжеский и дворянский род, по преданию происходящий от касожского князя Редеди или Редеги – владетеля Тмутаракани, который был убит в 1022 г. в единоборстве с князем Мстиславом Владимировичем (сыном Св. равноапостольного Великого князя Владимира Святославовича, крестителя Руси). Жена князя Редедя и его два сына достались князю Мстиславу, который занял Тмутаракань. Старший сын был крещен с именем Юрий, а младший – с именем Роман. Первый умер бездетным, а Роман Редедич женился на дочери князя Мстислава Владимировича и по старинным родословцам считается родоначальником многих древних дворянских родов.

Герб рода Лопухиных. (Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи, начатый в 1797 году. Часть III. СПб., 1799. С. 8)

За все время существования Боярской Думы из Лопухиных

5 бояр, 6 окольничих, 3 думных дворянина

Потомком Романа 5 Редедича считается Михаил Юрьевич Сорокоум – боярин при Великом князе Московском Иоанне I Калите, живший в начале XIV в., он имел сына Глеба Михайловича, внука Илью Глебовича, правнука Григория Ильича Глебова, по прозвищу Слепой, и праправнука Варфоломея Григорьевича Глебова, у которого было два сына: Есип, по прозвищу Лапоть, ставший родоначальником Лаптевых, и Василий, по прозвищу Лопуха, ставший родоначальником Лопухиных.

Потомком Романа 5 Редедича считается Михаил Юрьевич Сорокоум – боярин при Великом князе Московском Иоанне I Калите, живший в начале XIV в., он имел сына Глеба Михайловича, внука Илью Глебовича, правнука Григория Ильича Глебова, по прозвищу Слепой, и праправнука Варфоломея Григорьевича Глебова, у которого было два сына: Есип, по прозвищу Лапоть, ставший родоначальником Лаптевых, и Василий, по прозвищу Лопуха, ставший родоначальником Лопухиных.

Лопухины дали Отечеству 7 воевод, 13 генералов, 2 адмиралов.

7 воевод, 13 генералов, 2 адмирала

С конца XV в. Лопухины служили воеводами, дворянами московскими и жильцами при Государевом Дворе, сохраняя за собой новгородские и тверские поместья. Заметное положение в Российской истории Лопухины стали занимать при Царе Василии Ивановиче Шуйском и воцарении Дома Романовых, исправляя определенные должности в Боярской думе и при Дворе, получая за службу поместья, вотчины и почести, в связи с чем к концу XVII в. вошли в число наиболее состоятельных дворянских родов.

Особому возвышению Лопухиных способствовало то, что Царица Наталья Кирилловна, ценя их давние связи с Нарышкиными, личную к ней привязанность и желая укрепить свои позиции среди стрельцов и служилого дворянства, в период правления Царевны Софьи остановила свой выбор невесты для Царя Петра Алексеевича на Евдокии Лопухиной, дочери окольничего Иллариона (в боярах Федора) Авраамовича.

Дворянские роды российской империи [В 10 т. / Науч. ред. С.В. Думин; Предисл. П. Гребельского]. Том 2. СПб.: ИПК «Вести», 1995. С. 168.

Неизвестный художник. Портрет Ивана Владимировича Лопухина. Не ранее 1797 г. Кость, акв., гуашь, белила. 8,2*6,6 (овал). Не ранее 1797 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Иван Владимирович Лопухин

Иван Владимирович Лопухин (1756 – 1816), сын генерал-поручика Владимира Ивановича Лопухина от брака с Евдокией Ильиничной Исаевой. Родился 24 февраля 1756 г. в селе Воскресенском, Ретяжи тож Кромского уезда Орловской губернии. Детство его прошло частью в Ретяжах, частью в Киеве, где его отец был губернатором. Как он сам пишет в своих «Записках», образование он получил самое скудное, но смог затем пополнить его разнообразным чтением. В 1775 г. он вступил в военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк; в 1782 г. вышел в отставку и поселился в Москве. Вскоре он был назначен советником, а затем председателем Московской уголовной палаты. В суде Лопухин был неизменным поборником правды и милости, приняв за правило «лучше оставить без наказания многих виноватых, нежели одного невинного осудить». Московского главнокомандующего Я.А. Брюса возмущала крайняя снисходительность приговоров уголовной палаты, из-за чего Лопухин в 1785 г. вышел в отставку. До 1796 г. он проживал в Москве частным человеком, сделавшись одним из видных деятелей в кружке московских масонов.

до 1796 года

Иван Владимирович Лопухин был одним из ведущих массонов Москвы

С воцарением Павла I он внезапно был вызван в Петербург и назначен статс-секретарем, но вскоре переведен сенатором в Москву. Здесь он занимался, главным образом, разбором уголовных и следственных дел, проявляя те же черты человеколюбия, что и в уголовной палате. В 1800 г. он ревизовал Казанскую, Вятскую и Оренбургскую губернии, обнаружив при этом особенное попечение о крестьянах. В 1801 г. он был послан Александром I с ревизией в Харьковскую губернию. Здесь он вступился за притесняемых духоборов и получил по этому случаю благодарность государя за гуманность (впрочем, другие обвиняли его в потакании раскольникам). Александр I еще много раз давал ему серьезные поручения. В 1807 г. Лопухин был произведен в действительные тайные советники, а в 1809 г. – удостоен ордена Св. Александра Невского.

В 1812 г. при приближении армии Наполеона к Москве, Лопухин удалился в свое подмосковное имение Савинское, а затем – в Ретяжи, где прожил остаток своих дней, занимаясь перепиской с друзьями, чтением, сочинениями и переводами. В 1813 г. в Ретяжах он женился на Матрене Ефимовне Никитиной, женщине незнатного происхождения. Детей у него не было. Он умер в своем кромском имении и был похоронен там же. Могила его не сохранилась. После смерти Лопухина его имения были проданы за долги.

А. Полынкин пишет:

С начала 1780-х гг. Лопухин сблизился с Н.И. Новиковым, а в 1782 году вступил в масонский орден розенкрейцеров. Стал «мастером стула» ложи «Латона», получил масонское имя Филус. В 1783 году Иван Владимирович основал свою типографию, в которой печатался масонский журнал «Магазин свободнокаменщический». 31 мая 1784 года под управлением Лопухина открылась масонская ложа «Блистающей звезды». Иван Владимирович часто выступал с речами в масонских собраниях, ведал несколькими ложами в Петербурге, Орле, Вологде, Кременчуге. Способствовал распространению книг в Курске, Орле. Вместе с масонами Н.И. Новиковым, И.П. Тургеневым и другими много занимался филантропической деятельностью.

Некоторые исследователи называют Лопухина «одним из главных представителей русского масонства»2, тогда как другие считают, что масонство для него, как и для многих его современников, было «в значительной степени модой». Биограф Лопухина пишет: «Если он творил много добра и горячо защищал справедливость, то не в силу масонской доктрины, а под влиянием своей, как он выражался, «природной склонности»; можно сказать с уверенностью, что и без участия в ордене он заслужил бы имя «благодетеля», какое давали ему Жуковский, Лубяновский, Невзоров и многие другие, свято чтившие его память.

Свои убеждения Лопухин изложил в книге «Нравоучительный катехизис истинных фран-масонов» (1790 г.). Любовь к Богу и ближнему, не исключая и врагов, и постоянное внутреннее совершенствование – вот, по его мнению, главные цели и задачи масонства. В этом и ряде других своих сочинений Лопухин старательно доказывал, что у масонов нет каких-либо политических стремлений. Тем не менее, в 1792 г. начались преследования масонов со стороны правительства Екатерины II. Новиковские типография и книжные магазины были разгромлены. Сам Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость. Лопухин подвергся допросу. Сначала ему в качестве наказания определили ссылку, но затем все-таки оставили в Москве под строгим гласным и негласным наблюдением.

1782 году

вступил в масонский орден розенкрейцеров

Портрет Ивана Владимировича Лопухина. Фототипия (Шерер, Набгольц и К°). Источник: Русский архив. Историко-литературный сборник. М. 1884. Приложение

При существовании различных оценок личности и деятельности Ивана Владимировича Лопухина, невозможно не признать, что он был одним из самых замечательных людей своей эпохи:

Левицкий Д.Г. Портрет Ивана Владимировича Лопухина. 1803 - 1804. Холст, масло. 66 x 54. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Чтение его записок, – говорит крупнейший русский историк В.О. Ключевский, – доставляет глубокое внутреннее удовлетворение: как будто что-то проясняется в нашем XVIII в., когда всматриваешься в этого человека, который самым появлением своим обличает присутствие значительных нравственных сил, таившихся в русском образованном обществе того времени. С умом прямым, немного жестким и даже строптивым, но мягкосердечный и человеколюбивый, с тонким нравственным чувством, отвечавшим мягкому и тонкому складу его продолговатого лица, вечно сосредоточенный в работе над самим собой, он упорным упражнением умел лучшие и редкие движения души человеческой переработать в простые привычки или ежедневные потребности своего сердца

Праздник по случаю похорон славы Наполеона в селе Ретяжи

Этот праздник Иван Владимирович Лопухин описал в письме к Дмитрию Павловичу Руничу:

Когда я, вставши с каменных кресел, содержащих в себе надпись о взятии Парижа, подошел к могиле славы Наполеоновой, и на лежащий на ней камень, с вырезанною же надписью: «И память вражья погибе с шумом», бросил песку при словах: «Слава твоя прах и в прах возвращается!», то по ракетному сигналу сделано несколько выстрелов моронами, громче пушек. Вчерась только у нас кончились праздники эти, и при крестном ходе, по случаю заказа травы, роздано крестьянам 500 крестиков новой хорошей работы, для обыкновенного ношения на память торжества о победе и одолении врага такого

На торжества созывались гости – соседи-помещики, которые получили пригласительные билеты следующего содержания:

Сего дня мая 6-го в селе Воскресенском, Ретяжи тожъ по силе помощи деревенской, погребается в прах свой слава Бонапартова. Хозяева просят сделать им и себе честь и удовольствие пожаловать порадоваться на могилу. Погребение будет по полуночи в 12 часу, на берегу пруда, за плотиною, возле сиденья, еже с надписью о пленении Парижа

Письма И.В. Лопухина к Д.П. Руничу // Русский архив, 1870. № 7. Стб. 1226 – 1228.

Смотрите так же

Усадьба Лопухиных в с. Ретяжи

Усадьба И.В. Лопухина - объект культурного наследия Орловской области, памятник архитектуры регионального значения.