Усадьба князей Лоухиных в с. Ретяжи

Орловская область, Кромской район, с. Ретяжи

Усадьба Лопухиных в селе Ретяжи

Усадьбой Ретяжи владел Иван Владимирович Лопухин – выдающийся общественный и государственный деятель рубежа XVIII – XIX вв., действительный тайный советник, сенатор, философ, публицист, издатель.

Название села произошло, возможно, от названия притока Оки речки Ретеж, на берегу которой оно расположено. О точном времени появления села Ретяжи нам неизвестно, однако во время правления Петра I (1682 – 1725) оно уже существовало. В начале XVIII века в селе Ретяжи уже была деревянная церковь, сгоревшая в 1712 году. В царствование Анны Иоанновны (1730 – 1740) село Ретяжи купил Владимир Иванович Лопухин. Об обстоятельствах покупки сохранилась такая история. Свекром В.И. Лопухина был вице-президент Коммерц-коллегии Илья Иванович Исаев, которого лично знал и высоко ценил Петр I. На государственной службе он составил себе приличное состояние, однако впоследствии разорился, да так, что в приданое дочери смог дать только нитку изумрудов. Эти изумруды Владимир Иванович продал за шесть тысяч рублей и, приложив к ним еще две тысячи, купил село Ретяжи [1]. Имение свое генерал-поручик Лопухин устроил роскошно: в царствование Александра I оно было продано за 960 тысяч рублей. К сожалению, единственная сохранившая постройка бывшей усадьбы в Лопухиных в Ретяжах – храм Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова), построенный в 1765 г., при Владимире Ивановиче Лопухине.

Владимир Иванович Лопухин село Ретяжи купил за нитку изумрудов и 2 тысячи рублей

Его сын, известный масон и автор мистико-философских сочинений Иван Владимирович Лопухин, продолжал обустраивать усадьбу. Он создал в Ретяжах замечательный во многих отношениях, идеологически и эстетически насыщенный парковый ансамбль [2]. И.В. Лопухин сам подробно описал его в двух очерках, которые были напечатаны в журнале «Друг юношества и всяких лет» [3].

1. Воспоминания Ф.П. Лубяновского // Русский архив. 1872. № 1. Ст. 120.
2. Драгайкина Т.А. Усадьба как философский текст: имения И.В. Лопухина Савинское и Ретяжи // Культура и текст. 2008. № 11. С. 234 – 244.
3. Орлиная пустынь // Друг юношества и всяких лет. 1814. № 3. С. 20 – 38.; Продолжение Орлиной пустыни // Друг юношества и всяких лет. 1814. № 8. С. 113 – 128.

Храм Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) с селе Ретяжи, 1765 г.

От усадьбы сохранилась лишь кирпичная церковь Воскресения, поставленная несколько выше села. Строительство велось на средства генерал-поручика Лопухина В.И. Метрах в пятнадцати к западу от храма находилась колокольня, а к югу – деревянный двухэтажный помещичий дом (не сохранились).

Церковь Воскресения – яркий, оригинальный памятник барокко. Храм необычно вытянут по вертикали и издали напоминает башню. Стены высокого четверика завершены крупными лучковыми фронтонами, которые отдаленно напоминают «полуглавия» московских построек первой половины ХVIII в. В их поле прорезаны круглые окна третьего света.

Над углами со сдвоенными лопатками глухие четырехгранные башенки, ребра которых с круглыми колоннами по углам. Эти башенки объединяют тип храма восьмерик на четверике с пятиглавием, сближаясь с Андреевской церковью в Киеве. В.И. Лопухин в 1755 г. был обер-комендантом Киева и в 1763 г. он вышел в отставку, очевидно, по его заказу усадебная церковь стала своеобразным воспроизведением полюбившегося ему памятника. Восьмерик завершен лотковым куполом с люкарнами (заложены) и главкой на фигурном постаменте.

В нижнем ярусе к четверику примыкали портики с широкими фронтонами. Верхние части храма подчеркнуто пластичны. Колонки угловых башенок придают граням вогнутость. При обилии раскреповок восьмерика (над сдвоенными пилястрами) и изгибов венчающего карниза, при мощном выгибе граненого купола, формы здания приобретают барочный характер.

Внутри храма большая высота центрального помещения, пять ярусов проемов, крупный масштаб форм (глубокие и высокие оконные проемы с сильно скошенными отливами подоконников, большие одноарочные тромпы) делают интерьер впечатляющим, как и наружный облик здания.

Орловская область. Каталог памятников архитектуры / Автор-составитель В.И. Плужников. М.: Государственный институт искусствознания, 1985. С. 180 – 182.

Парковый ансамбль в имении И.В. Лопухина

На рубеже XVIII – XIX вв. в Европе (в том числе и России) в садово-парковом искусстве происходит довольно резкий поворот: отказ от регулярного и утверждение пейзажного начала. В моду вошли «естественность» и «следование природе». Пейзажные парки эпохи романтизма апеллировали к чувствам, поэтому в парковом строительстве весьма популярны были всевозможные «руины», «хижины отшельника», «надгробные памятники» и прочие сооружения, создающие особенное меланхолическое настроение. Важными компонентами становятся виды на «внешнюю» природу, например, на сельскую местность, как бы продолжающую парк. Именно в таком новомодном духе И.В. Лопухин устроил в своем кромском имении парк, которому дал название «Орлиная пустынь». Подробное описание этого оригинального паркового ансамбля сохранилось: И.В. Лопухин сам описал его в двух очерках, которые были напечатаны в журнале «Друг юношества и всяких лет».

«Орлиная пустынь» - так И.В.Лопухин назвал парк, который устроил с своем кромском имении

Парковые строения были самые простые, но расположенные в очень красивой местности: на крутой горе, с двух сторон окруженной огромным прудом. К горе примыкала дубовая роща. Здесь находилась «пустынька», посвященная, как поясняет Лопухин, «несчастиям некоторого Андрея, знаменитого твердостью духа и страданием своим в последней половине прошлого столетия».

У дороги, ведущей через поля в дубовую рощу, в маленькой оградке, среди вишневых деревьев, стояла хижина. В хижине по бокам крестообразные окошки, а передняя и задняя стены снаружи расписаны. На передней изображен черный крест на горе, под ним – проросшая из черепа роза. На кресте надпись: «Единый к блаженному бессмертию путь». По сторонам: такие же большие черные кресты. На одном надпись: «Крест есть огнь, очищающий дух и плоть», на другом – «Носи в сердце крест свой». На противоположной стене был изображен большой розовый крест в круге голубого цвета, на всех концах увенчанный митрами. В углах изображены оковы, переломленный посох, закрытая книга и горящий трисвечник. Над рисунком надпись: «Верному до смерти, венец живота». На двух сторонах кровли написаны парящие орлы: один летит в рощу, которая издавна называлась Орлиное гнездо, а другой величаво воспаряет из темницы к небесам.

«Пустынька» представляла часть опустевшего монастыря, к которой вели изредка растущие ракиты – как бы уцелевшие остатки когда-то существовавшей аллеи. За хижиной начиналась аллея, ведущая в рощу, на краю которой рос высокий тройчатый дуб. Под тем дубом положен могильный камень с надписью «Священной памяти А. страдальца 1813 года апреля 14 дня, через полвека в самый тот день, в который начались его злоключения». Тут же под дубом скамья, с которой «через поверхность горы, особливо когда она бывает покрыта хлебными колосьями, прелестный вдали вид на старинную каменную церковь». От дуба под гору через рощу проложена тропинка к широкому заливу пруда, на берегу которого, в тени огромной ракиты, поставлена беседка.

Однажды летом Лопухин встретил проезжавшего с поля мимо «пустыньки» мужика. Завязался разговор: «Что рожь-то, какова?» – «Да батюшка, слава Богу; мы уж этакой здесь и не запомним» – «А пустынька-то?» – «Хороша, батюшка, спасибо тебе: глядя на нее, и нехотя Бога вспомнишь!».

В «Орлиной пустыне» находился еще один символический памятник – так называемый Андреев скит. Это был простой крестьянский домик, поставленный на горе между дубов, с самым простым убранством: голые стены, лавки, да длинный стол.

В Андреевом скитеможно было прочитать «устав Орлиной пустыни», составленный Лопухиным. Он содержал 12 простых правил:

1. Помнить, что Бог везде, чаще молиться, помнить смерть.
2. Не лгать.
3. Не клясться.
4. Не ссориться, не драться, не браниться.
5. К лихому не посылать. 6. Обиды сносить.
7. Не желать чужого.
8. Не объедаться, не напиваться.
9. Остерегаться распутства.
10. Старших почитать, начальников слушаться.
11. Трудиться.
12. Еще раз молиться.

Соседям Лопухина еще более полюбилось приезжать в село Воскресенское, Ретяжи тож и прогуливаться в «Орлиной пустыни» с тех пор, как хозяин установил там еще несколько памятников. Они были связаны с победой русских войск в войне с Наполеоном. В роще, на большом газоне полукруглой формы, под ветвями старого дуба был поставлен довольно крупный монумент. Это был высеченный из дикого камня крест с изображением всевидящего Ока и надписями: с лицевой стороны «Благочестию Александра I и славе доблестей Русских в 1812 году»; на обороте – выдержка из манифеста 1813 г.: «Всякая слава человеческая да принесется от каждого из нас во всесожжение Тому, кто даровал нам оную. Истинная слава и честь наша есть благоговейное пред Ним смирение. Обратим к нему ум и сердце наше».

С газона, по берегу пруда (которого и с горы конца не видно) идучи дорожкою проложенною чрез возвышения, открывающие самые прелестные сельские виды, придешь к памятнику, из диких же камней сложенному, на котором высечены с одной стороны восьмиконечный крест, а с другой надпись: «1814. Вечная память за Отечество на брани убиенным воинам из здешних поселян». Дорожка продолжаясь по берегу, мимо семидесятилетних деревьев, под тенью которых и в самый летний зной прохладно, приводит к каменным креслам, на которых вырезано: «19-го марта, 1814 взят Париж», а возле них лежит как бы на могиле большой камень, с надписью: «И память вражья погибе с шумом».

В этой могиле, как поясняет Лопухин, была похоронена слава Бонапарта.

камень был найден не далеко от плотины пруда В.И Тарасовым, и располагается на территории храма в с. Ретяжи

Смотрите так же