Пётр Васильевич Киреевский

Петр Васильевич Киреевский

Петр Васильевич Киреевский (1808 – 1856) – российский фольклорист, переводчик, публицист. Дворянин. Брат И. В. Киреевского. В детские годы находился под сильным влиянием личности и поэзии В. А. Жуковского. С переездом в Москву (1822 год) Киреевский несколько лет брал уроки у профессоров Московского университета. В середине 1820-х годов был близок к обществу любомудров. В 1829-1830 годах учился в Мюнхенском университете, где на него оказал большое влияние Ф. В. Шеллинг. В 1831-1835 годах актуариус при Комиссии по изданию грамот Московского главного архива МИД (до 1832 года Московский архив Коллегии иностранных дел). С 1837 года жил в своем имении в деревне Киреевская Слободка.

Киреевский перевел на русский язык повесть «Вампир» английского писателя Дж. У. Полидори (1828 год; Киреевский ошибочно приписывал ее Дж. Байрону), записки служившего при дворе царя Алексея Михайловича английского врача С. Коллинза (1846 год), роман «Жизнь Магомета» В. Ирвинга (опубликован после смерти Киреевского, в 1857 году) и др.

П. В. Киреевский. Портрет. 1840-е гг. (из кн.: «Песни, собранные П. В. Киреевским», 1911)

Пётр Васильевич Киреевский говорил и писал на семи языках.

В 1831 году Киреевский совместно с Н. М. Языковым приступил к систематическому сбору произведений народной поэзии. Киреевский первым в России разработал научные принципы записи фольклорных текстов. Он намеревался издать полное собрание русских песен. Свои фольклорные записи передали Киреевскому братья Н. М., П. М. и А. М. Языковы, А. С. Пушкин, Д. А. Валуев, А. Ф. Вельтман, Н. В. Гоголь, В. И. Даль, К. Д. Кавелин, П. И. Мельников-Печерский, Д. П. Ознобишин, М. П. Погодин, И. М. Снегирев, С. А. Соболевский, С. П. Шевырев, П. И. Якушкин и мн. др.

Киреевский первым в России разработал научные принципы записи фольклорных текстов

В 1831 году Киреевский совместно с Н. М. Языковым приступил к систематическому сбору произведений народной поэзии. Киреевский первым в России разработал научные принципы записи фольклорных текстов. Он намеревался издать полное собрание русских песен. Свои фольклорные записи передали Киреевскому братья Н. М., П. М. и А. М. Языковы, А. С. Пушкин, Д. А. Валуев, А. Ф. Вельтман, Н. В. Гоголь, В. И. Даль, К. Д. Кавелин, П. И. Мельников-Печерский, Д. П. Ознобишин, М. П. Погодин, И. М. Снегирев, С. А. Соболевский, С. П. Шевырев, П. И. Якушкин и мн. др.

Однако Киреевскому удалось опубликовать лишь небольшую часть своего собрания и поступивших к нему материалов. После его смерти значительная часть коллекции (около 3 тысяч песен) издана Обществом любителей российской словесности при Московском университете: «Песни, собранные П. В. Киреевским» (выпуски 1 – 10, 1860 – 1874 годы), «Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия» (выпуски 1 – 2, 1911 – 1929 годы). Другие публикации песен из собрания Киреевского – «Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. В. Киреевского» (серия «Литературное наследство», 1968 год, том 79), «Собрание народных песен П. В. Киреевского: Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях» (том 1, 1977 год), «Собрание народных песен П. В. Киреевского: Записи П. И. Якушкина» (тома 1 – 2, 1983 – 1986 годы), «Собрание народных песен П. В. Киреевского» (1986 год).

В 1840-е годы вместе с И. В. Киреевским, А. С. Хомяковым и др. Киреевский активно участвовал в спорах западников и славянофилов, проходивших в Москве в учено-литературных салонах Елагиных, Свербеевых и др. В славянофильском духе им написана статья «О древней русской истории. Письмо к М. П. Погодину» («Москвитянин», 1845 год, №3, часть 2). Киреевский выступил решительно против тезиса М. П. Погодина о толерантности и смиренности как чертах русского народного характера.

Первым из славянофилов рассмотрел становление Древнерусского государства в контексте истории славянских народов и пришел к выводу о том, что для всех славян была характерна организация общества в виде родовых и мирских (состояли из нескольких родовых) общин. Они, по мнению Киреевского, сохранились и после возникновения государства, имели политическую самостоятельность в виде веча, на котором собиралось несколько родовых общин, при этом государственное единство держалось на «взаимном сочувствии», единстве быта и потребностей. Впоследствии тезис о «родовом начале» как о краеугольном камне в русской истории славянофилы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков) заменили общинной теорией.

Н.А. Виленский / Всемирная история. Энциклопедия. URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kirieievskii_piotr_vasilievich (дата обращения: 27.10.19).

Э.А. Дмитриев-Мамонов о П.В. Киреевском

По внешности П. В. Киреевский был «простой степной помещик – с усами, в венгерке, с трубкой в зубах и с неотступно следовавшим за ним всюду водолазом Кипером, которого крестьяне называли «Ктитором» (Киреевский любил охоту); а по своему общественному облику он был – «дворянин, не служащий, вечно водящийся с простым народом, пренебрегающий всеми условиями высшего тона, одетый в святославку, в кружок остриженный, – вместе с этим аскет (ветхопещерник, как называл его поэт Языков), человек глубоко образованный, прямой, честный, страстно любящий свой народ и мучительно ожидающий избавления Израилю».

Дмитриев Мамонов Э. А. Славянофилы // Русский архив. – 1873. – Т. II. – С. 249–293.

Смотрите так же

Усадьба Киреевского в с. Киреевка

Усадьба П.В. Киреевского - объект культурного наследия Орловской области, памятник архитектуры регионального значения.