Усадьба князей Куракиных

Орловская область, Свердловский район, пос. Куракинский

Село Преображенское – «куракинская» столица на Орловщине

Род Куракиных владел землями в Орловском крае уже в XVII веке. В 1683 году они были пожалованы Борису Ивановичу Куракину (1676 – 1727), верному сподвижнику и свояку Петра I. В середине XVIII века земли в Орловском уезде были собственностью его внука, князя Бориса Александровича (1733 – 1764), а после его смерти перешли к вдове Елене Степановне, урожденной Апраксиной.

1683 году

пожаловали земли в Орловском крае

План с. Куракино. Рисунок В.А. Бакарева. ЦМАМЛС.

В 1782 году был произведен раздел всех имений между их детьми. Александр Борисович Куракин, знаменитый «бриллиантовый князь», получил вотчины в Пензенском, Саратовском, Симбирском, Вологодском, Смоленском, Воронежском наместничествах и дом в Санкт-Петербурге. Его братья: Степан Борисович – имения в Тверском, Московском, Владимирском наместничествах и дачу по Петергофской дороге, Алексей Борисович – вотчины в Орловском и Московском наместничествах, Иван Борисович – в наместничествах Орловском, Костромском и Воронежском.

2777 душ

насчитывалось в Орловских имениях князя Куракина

В Малоархангельской округе Орловского наместничества Алексею Борисовичу Куракину отошли села Преображенское и Александровское, деревни Борисоглебское, Нижняя Гнилуша, Каменка, Мишково, Петровское, насчитывавшие 2777 душ крепостных крестьян. Любимым имением А.Б. Куракина стало село Преображенское. Именно с именем князя Алексея Борисовича известный исследователь истории архитектуры Орловщины В.М. Неделин связывает начало архитектурной истории Преображенского, так как, пишет он, о строительной деятельности его предшественников не сохранилось никаких сведений.

Единственным свидетельством о строительных работах в усадьбе до 1782 года является сообщение о надстройке в 1775 году колокольни деревянной Преображенской церкви для подвески большего по размерам колокола. При Алексее Борисовиче Куракине начался расцвет Преображенского, превратившегося в своеобразную Куракинскую «столицу» и образцовое имение. Оно соперничало с наиболее известными и богатыми подмосковными усадьбами. Архитектурный облик Преображенского, этого, по словам В.Н. Неделина, замечательного по своему архитектурному совершенству «заповедника классицизма», сохранился вплоть до начала XX века. Из всех куракинских имений Преображенское было одним из самых блестящих, уступая лишь знаменитому Надеждину в Саратовской губернии, принадлежавшему брату Алексея Борисовича – князю Александру Борисовичу Куракину.

Архитектурный облик села Преображенского при князе Алексее Борисовиче Куракине

Главный подъезд к усадьбе по дороге со стороны Орла обрамляла липовая аллея. Парадный въезд поражал своим великолепием и представительностью: усадебные ворота фланкировали с двух сторон одноэтажные зданиями кордегардий, увенчанных обелисками.

Сразу же за воротами, образуя с ними единый ансамбль, стояла Преображенская церковь-ротонда (1789 – 1791), давшая имя усадьбе и являвшаяся ее композиционным центром.

Въезд в с. Куракино с запада. Неизвестный художник. 1820-е гг. Акварель. Орловский краеведческий музей.

При князе Алексее Борисовиче Куракине село Преображенское приобрело законченный облик и характерную для архитектуры классицизма регулярную планировку.

От Преображенской церкви аллея под прямым углом поворачивала вправо, открывая перед гостями «першпективу» главной Садовой улицы, упиравшейся в парковый партер, за которым виднелись заречные дали.

Садовый «прошпект» делил имение на две части – господскую и служебно-хозяйственную. Недалеко от Преображенской церкви, за службами, помешалось здание ризницы и вторая усадебная церковь – во имя Казанской иконы Божией Матери, так как храм Преображения был холодным и использовался только для летнего богослужения. Теплая Казанская церковь представляла собой двусветное здание с очень скромной архитектурной отделкой, увенчанное небольшой колоколенкой над западным фасадом.

Аллея в с. Куракино. Вид с юга. В центре – летняя церковь Преображения Господня. Неизвестный художник. 1820-е гг. Акварель. Орловский краеведческий музей.

Теплая церковь Казанской иконы Божией Матери в с. Куракино. Неизвестный художник. 1820-е гг. Акварель. Орловский краеведческий музей.

Прямо напротив Казанской церкви стоял абсолютно идентичный ей по размерам и декору корпус кладовой, отличавшийся от храма только отсутствием колокольни со стороны фасада. Церковь и кладовая соединились между собой деревянным штакетником с воротами и служили своеобразными пропилеями при въезде на Садовый «прошпект».

Далее, за Казанской церковью, всю левую сторону Садовой улицы занимала господская часть, центром которой был большой (18x18 сажен) деревянный двухэтажный классический усадебный дом, за которым был разбит регулярный сад. Этот деревянный дом был разобран, вероятно, в середине XIX века. Вместо него возвели четыре барских дома, на этот раз кирпичных, что, по-видимому, объяснялось дроблением «орловской» ветви куракинского рода. Три из них стояли по красной линии Садовой улицы и были совершенно идентичны по архитектуре, представляя традиционные классические особняки с портиками по садовому и уличному фасадам. Четвертый корпус стоял с отступом в сторону сада, его скромному облику около 1880 года был придана эклектическая декорация.

Кладовая в с. Куракино. Неизвестный художник. 1820-е гг. Акварель. Орловский краеведческий музей.

Вид каменных господских домов, бульвара и деревянных домов для прислуги в с. Куракино. Неизвестный художник. 1820-е гг. Акварель. Орловский краеведческий музей.

По правой стороне Садовой улицы располагались многочисленные одноэтажные службы и хозяйственные постройки, часть служб была разбросана по всей территории усадьбы. В их число входили: каменные и деревянные дома для прислуги, кладовые, караулки, мастерские, конюшня, каретный сарай, учительский корпус, кузница, вотчинные больница и училище, баня, два скотных двора, оранжереи, теплицы для цветов, парковые павильоны и многое другое – всего несколько десятков строений.

Неотъемлемой частью усадьбы являлся пейзажный парк, протянувшийся по берегу Красного пруда.

Каменные дома для прислуги в с. Куракино. Неизвестный художник. 1820-е гг. Акварель. Орловский краеведческий музей.

Неделин В.М. Преображенское (Куракино) / Русские провинциальные усадьбы. Сост. Р.В. Андреева, Л.Ф. Попова. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2001. – С. 357 – 368.

Постройки бывшей усадьбы князей Куракиных в поселке Куракинский Свердловского района Орловской области

Эскиз усадьбы А.Б. Куракина в с. Куракино. Неизвестный художник. 1820-е гг. Акварель. Орловский краеведческий музей. В рамке: «Вид гостиного дома в селе Куракино».

Бывшая усадьба Куракиных, кон. ХVIII – 1840-е гг. Расположена на ровном возвышении, над речками Масловкой и Неручью. Была пожалована Петром I роду Куракиных в 1685 г. и стало одним из основных родовых поместий.

В конце ХVIII в. были выстроены деревянный дом и круглая церковь Преображения (отсюда другое название усадьбы – Преображенское). Церковь была лучшим памятником ансамбля. Снаружи ее окружала колоннада ионического ордера (12 колонн), внутри она была отделана под мрамор, в верхних частях стен находились рельефы итальянской работы с изображением «Страстей Христовых».

19 января 1826 года

в храме останавливался траурный кортеж с телом императора Александра I, следовавший из Таганрога в Санкт-Петербург

Купол был двойным: наружный опирался на барабан с 12 окнами, а в зените внутренней оболочки находилось световое отверстие. Возводил церковь в 1789 – 1791 гг. И.Е. Измайлов, который был, однако, лишь строителем. Работа А.Н. Бакарева в 1820-е гг. у Куракиных делает вероятными связи с кругом М.Ф. Казакова и в белее раннее время. Эта постройка, погибшая в годы Отечественной войны, обладала очень высокими художественными достоинствами.

В планировке усадьбы Преображенская церковь занимала важное место. Вокруг нее была разбита площадь радиусом около 80 м. Подъездная аллея подводила к кардегардиям, открывавшим доступ на круглую площадь, огибала, раздваиваясь, церковь и продолжалась в том же направлении. При выходе за другую сторону круглой площади ее под прямым углом пересекала аллея усадебного бульвара. В западном направлении аллея приводила к главному дому. С ее южной стороны стояли одноэтажные дома дворовых людей, а с северной – четыре господских дома с мезонинами.

Главный дом усадьбы неоднократно перестраивался. В 1-ой половине XIX в. парадный фасад его центрального объема завершался щипцами, над которыми по сторонам размещались изваяния лежащих львов. В крыльях располагались зимний сад и оранжерея.

Освящение храма Преображения Господня в с. Куракино 20 июля 1863 г. Неизвестный художник. 1860-е гг. Акварель. Орловский краеведческий музей.

Архитектор В.А. Бакарев, работавший в усадьбе с 1820 по 1828 гг. оставил описание.

Усадьба включала в себя десятки построек хозяйственного назначения. В наши дни от всего комплекса в более или менее перестроенном виде сохранились следующие здания: два господских дома (из четырех), расположенная на круглой площади, сильно перестроенная зимняя Казанская церковь и симметричный ей корпус кладовой, молочная. Все здания выстроены из кирпича. Подъездная аллея, круглая площадь, ров, ограждавший усадьбу с северной стороны, – сохранили свои очертания.

Казанская церковь и расположенный к югу симметрично ей корпус кладовой входили в локальный ансамбль круглой площади. Сейчас эти объемы имеют вид простых двухэтажных прямоугольных зданий в 6 оконных осей по длинным фасадам.

В их стенах заметны неровности, торчат балки и связи. Это следы парадных входов и других элементов, подчеркивавших парадную симметрию сооружений ансамбля. В развернутых под углом зданиях встречные фасады повторяют друг друга. Они имели лоджии с двумя колоннами, завершались фронтонами, выше поднимались открытые четверики колокольни над храмом и смотровой башней (без колоколов и шпиля) над кладовой. Длинные стены корпусов имели посредине высокие арочные плоские ниши, объединявшие вход и окно над ними. Верхние окна были квадратными (теперь растесаны). К западу от них стоит длинное и плохо сохранившееся одноэтажное здание молочной, имевшее на фасадах равномерную цепочку арочных окон. Еще дальше за ним находятся два уцелевших из четырех господских домов.

Господские дома не сохранили своего первоначального облика. Их боковые части были надстроены и мезонины превратились в полные этажи (хотя они выделены внешним выступом). Вероятно, уже при ремонтах XIX в. были сбиты портики с их северных фасадов, проемы окружены мелкопрофилированными наличниками и сделана разбивка ризалитов на северо-западной стороне пилястрами и филенками. Арочные окна первого этажа стали прямоугольными, а во втором были растесаны. Под карнизом на многих участках идут упрощенные модульоны.

Входы в здания прежде были в центре южных фасадов. Шесть комнат нижнего этажа разделялись двумя поперечными стенами (соответствующими ризалитам) и одной продольной. Все они располагались вдоль фасадов и были связаны короткими анфиладами. Помещения использовались под столовую, две гостиные, две спальни, чулан, прихожую. Мезонин состоял из большой и малой комнат.

Художественная отделка комнат не сохранилась. Часть усадебной мебели начала XIX в. хранится в Орловском краеведческом музее.

Орловская область. Каталог памятников архитектуры / Автор-составитель В.И. Плужников. – М.: Государственный институт искусствознания, 1985. – С. 318 – 322.

Смотрите так же