Александр Алексеевич Плещеев

Александр Алексеевич Плещеев, владелец усадьбы в селе Большая Чернь Болховского уезда

Александр Алексеевич Плещеев (1778 – 1862), сын Алексея Александровича и Анастасии Ивановны Плещеевых, поэт, композитор, драматург, автор первых музыкальных баллад, романсов на стихи Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, П.А. Вяземского, сочинитель опер и прекрасный виолончелист.

Александр Плещеев учился дома, затем в Петербурге, в пансионе аббата Николь, в котором воспитывались сыновья петербургской знати. С 1797 года Плещеев служил юнкером при Коллегии иностранных дел в личной канцелярии А.А. Безбородко и покинул эту должность вскоре после смерти патрона, в 1799 году. В 1798 году Плещеев женился на дочери генерал-фельдмаршала по флоту графа Ивана Григорьевича Чернышева Анне. Приданое жены дало ему возможность поправить свое расстроенное состояние. В селении Чернь он отстроил новую усадьбу и, выйдя в отставку, вместе с семьей уехал туда на жительство.

В 1809 году Плещеев познакомился и подружился с В.А. Жуковским, который гостил в Черни месяцами. В другое время они обменивались шуточными посланиями в стихах: Жуковский писал их по-русски, Плещеев – по-французски.

Александр Алексеевич Плещеев. Рисунок В.А. Жуковского

... Оперу Плещеева «Тюремкии» в 1816 году с большим успехом исполнял в Орле в театре графа С. М. Каменского.

Для домашнего театра Плещеевых Жуковский написал несколько шуточных пьес. В 1811 году их было поставлено три: «Скачет груздочек по ельничку», «Коловратно-курьезная сцена между господином Леандром, Пальясом и важным господином доктором» и «Елена Ивановна Протасова, или Дружба, нетерпение и капуста. Греческая баллада, переложенная на русские нравы Маремьяном Даниловичем Жуковятниковым, председателем комиссии о построении муратовского дома, автором тесной конюшни, огнедышащим экс-президентом старого огорода, кавалером ордена трех печенок и командиром Галиматьи. Второе издание. С критическими примечаниями издателя Александра Плещепуновича Чернобрысова, действительного мамелюка и богдыхана, капельмейстера коровьей оспы, привилегированного гальваниста собачьей комедии, издателя типографического описания париков и нежного компониста различных музыкальных чревобесий, между прочим и приложенного здесь нотного завывания. Муратово. 1811 г.». Время, проведенное у своего друга А.А. Плещеева, поэт считал самым приятным в своей жизни.

В 1817 году скончалась Анна Ивановна, и Плещеев тяжело переживал ее смерть. Вскоре он переехал на постоянное жительство в Петербург, где его дети начали учебу. В столице Плещеев сближается с миром литераторов, актеров и музыкантов, Жуковский вводит его в общество «Арзамас». В Петербурге Плещеев имел громадный успех как прекрасный чтец: он читал и при дворе вдовствующей императрицы Марии Федоровны в Павловске. Страстно любя сцену и отличаясь организаторскими способностями в постановке пьес, он по приезде в Петербург поступил в 1819 г. в Театральную Дирекцию по особым поручениям и некоторое время заведовал русской оперой и французским театром (до 1820 г.).

1825 год

по делу декабристов были арестованы старшие сыновья Плещеева Александр и Алексей

В 1825 году по делу декабристов были арестованы старшие сыновья Плещеева Александр и Алексей. Его перестают приглашать ко двору. Дружеское общество, окружавшее его, распалось. В 1826 г. скончался Карамзин, Жуковский уехал за границу. На Плещеева одна за другой сваливаются житейские неудачи. Сохранились его письма 1829 года из села Знаменского, старинного родового гнезда, к Жуковскому. Плещеев обращается к другу с просьбой помочь ему приискать подходящую службу «хоть в Сибири, а еще бы лучше, если бы в Саратове», потому что «я истинно едва имею, чем жить. ...Ты бы содрогнулся; особливо вспомнив прежнее мое житье». После длительных хлопот, в 1832 году Плещеев получает должность в Петербургской таможне.

Сведения о последних годах жизни Плещеева крайне скудны. Из его письма Плещеева к Д.П. Руничу мы узнаем, что осенью 1847 года он готовился в Знаменском разыграть водевиль, к которому сам написал музыку. В январе 1848 года из того же Знаменского он сообщает, что сочинил «две пьесы в стихах и прозе с куплетами». В 1850-х годах в двух недатированных письмах он приглашал корреспондента к себе домой на вечер чтения «Athalie», видимо, трагедии Расина, а в 1858 году, в возрасте семидесяти восьми лет, снова обращался с просьбой прийти послушать в его исполнении «благопристойную комедию прежней литературы».

Плещеев умер в 1862 году и погребен в Сергиевской пустыни Александро-Невской лавры.

По материалам: Глумов А.Н., Доброхотов Б.В. Александр Плещеев / Музыкальное наследие. М., 1976. Т. IV. С. 28 – 72.
Русский биографический словарь. В 25 тт. Том 14. Плавильщиков – Примо / Под ред. А.А. Половцова. С.-Пб.: Типография И.Н. Скороходова, 1905. С. 94 – 95.

Кауфман А. Портрет Анны Ивановны Плещеевой, 1793.

Анна Ивановна Плещеева

Анна Ивановна Плещеева (1776 – 1817) была младшая из двух дочерей генерал-фельдмаршала по флоту графа Ивана Григорьевича Чернышева и второй жены его Анны Александровны, рожденной Исленьевой. После смерти матери она сопровождала больного отца в Италию и одна с братом своим оставалась с ним в Риме все время предсмертной его болезни. Положение ее было не из легких, и старшая сестра ее, Вадковская, очень была озабочена желанием перевезти ее в Петербург, несмотря на всю трудность разлучить умирающего отца «с его последней отрадой, меньшою дочерью, которую он очень любил». После смерти отца молодая графиня Чернышева, будучи (с 1791 г.) фрейлиной Екатерины II, появилась при петербургском дворе. Крайне неприятный случай, о котором упоминает в своих записках Вигель, приключившийся с ней при дворе и ставший известным императору Павлу, побудил государя приказать приискать ей жениха. Таковым явился Александр Алексеевич Плещеев, молодой человек, служивший в гвардии. «Плещеев, – говорит Вигель, – был вхож в дом ее родителя; за него первого взялись, и он тут очень кстати случился. После того молодые супруги удалились в Орловскую губернию и при жизни ее никогда не возвращались в Петербург.

В сельское убежище свое перенесли они часть столичных забав, к коим приучена была ее знатность: сюрпризам, домашним спектаклям, fêtes champêtres (франц. - сельским праздникам), маскарадам конца не было. Только брачные узы забавнику, как говорят, не всегда казались забавны: они были блестящие и столь же тяжкие для него оковы». Это не мешало им жить дружно, и муж горько оплакивал ее кончину. «Он привез жену свою лечить из деревни в Орел; не успел проведать о жилище его», – пишет автор «Капища сердца» (Иван Михайлович Долгоруков, автор книги «Капище моего сердца»), – как, идучи мимо, увидел вдруг катафалк и тело жены его; она только что перед тем испустила дух. Я тотчас же бросился его навестить и живейшее принял в нем участие; он не был к нему холоден, и мы вместе сливали горькие наши слезы: я о прошедшем, он о настоящем».

А.И. Плещеева умерла 20 июня 1817 года, и тот же князь И.М. Долгорукий в своем «Дневнике путешествия в Киев» пишет: «Вот и Плещеева – сие дитя, родившееся для блаженства, балованное отцом и матерью, дочь знаменитого человека в России, из рода Чернышевых, объехавшая всю Италию и Германию, обогащенная науками, искусствами, умом и всеми дарами природы, вот, по человеческим расчетам, детище слепой фортуны! И сия-то счастливая женщина, проживши в глухой деревне женою коллежского асессора Плещеева почти все время своего супружества, близ 17-ти лет, осуждённая мучиться ревностью к мужу, моложе себя и непригожей наружности, приехала наконец… куда же? в Орёл – томиться недугом водяной и умереть сухоткой…».

Будучи женой племянника Жуковского и двоюродного брата сестер Протасовых, А.И. Плещеева (Неверно. Муж Анны Ивановны Александр Алексеевич Плещеев был сыном родной сестры Андрея Ивановича Протасова Анастасии Ивановны. Следовательно, он доводился двоюродным братом Марии Андреевне и Александре Андреевне Протасовым, но он не был племянником В.А. Жуковского. В.А. Жуковский приходился дядей Марии Андреевне и Александре Андреевне Протасовым по линии матери, Екатерины Афанасьевны, урожденной Буниной, сводным братом которой он был), «Нина» (Ниной в домашнем обиходе звал свою жену А.А. Плещеев, а за ним так называли Анну Ивановну и все ее близкие знакомые.

Из-за этого у А.А. Плещеева однажды случилось неприятное недоразумение. 3 августа 1814 г. в день рождения Анны Ивановны в Черни был большой праздник. Буква «Н» украшала богатые декорации, изготовленные к празднику. Из числа его гостей нашлись люди, которым эта буква «Н» показалась сомнительною: «В этой злосчастной букве прочли не имя Нины, а Наполеона, – пишет мемуаристка Т. Толычева. – Насчет Плещеева стали ходить такие неприятные слухи, что губернатор счел долгом пригласить его к себе. Плещеев объяснил ему дело – и обещался быть осторожнее), была очень близка и любима в этой семье. Она была, вопреки желанию матери Протасовой, посредницей в переписке Марии Андреевны Протасовой (позднее Мойер) с любившем ее дядей, поверенной тайн влюбленных и искренне покровительствовала чистому и глубокому чувству поэта к первому и последнему предмету его идеальной любви. И «Маша», и Жуковский любили «Нину».

Приехав через 5 дней после кончины А.И. Плещеевой в Чернь, М.А. Мойер пишет Жуковскому: «Друг мой, я читала с самой живейшей благодарностью к Богу и к тебе письмо твое к нашему милому, несравненному Плещееву. Ты умел своей дружбой облегчить наше состояние, и Плещеев стоит ее. Я его теперь точно полюбила гораздо больше. Наш ангел Нина не умерла для него, его поступки и любовь к ней, которая, если возможно, еще усилилась, облегчают участь его состояния. Горесть его сильна и непритворна. Он живет в Черни, на ее могиле; она погребена возле детей. Бедные дети! Варвара будет другая Анна Ивановна; она так мила, так примечательна, что узнаю в ней ангела – мать ее». А.И. Плещеева была поэтической натурой, столь типичной представительницей своего времени: она была «чувствительна», сентиментальна, практична в жизни, так что муж «привык не думать о завтра», она играла, пела, рисовала. Когда Жуковский написал песнь «Минувших дней очарованье», он сообщал в ноябре 1818 г. А.П. Елагиной: «Она (песнь) написана для Вадковской, которая лицом и голосом (когда поет) похожа на Анну Ивановну. Натурально, что с этим лицом и с этим голосом тесно связано прошлое».

Русские портреты XVIII и XIX веков. Издание Великого князя Николая Михайловича. Том V. Выпуск 1. – СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1909. – С. 22.

Смотрите так же

Усадьба Плещеева в с. Б. Чернь

Усадьба Александра Алексеевича Плещеева - объект культурного наследия Орловской области, памятник истории регионального значения.