Афанасий Афанасиевич Фет

Афанасий Афанасиевич Фет

Афанасий Фет далеко опередил свое время. Лишь немногие современники поэта смогли оценить уникальность его дарования: «умение ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой...». Лирика Фета, вскормленная страданиями и сомнениями, несет в себе не жалобы, а «исцеление от муки». Но поэт не дает нам забыть, чего стоит ему красота «пленительных снов». «Там человек сгорел!» – возникает за каждой строкой.

Судьба Фета предопределена его рождением. Сын Шарлотты-Елизаветы Фет, он до 14 лет считался ребенком русского помещика А. Н. Шеншина, с которым мать будущего поэта бежала от мужа из Германии в Россию. Афанасий Афанасьевич Фет родился в ноябре 1820 года в имении Новоселки Орловской губернии.

Репин И.Е. Портрет А.А. Фета. 1882. Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Детство оставило в нем безотрадное впечатление: «интриги челяди, тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери и переживание в страхе изо дня в день». Незаконное происхождение» Фета обнаружили власти Орловской губернии. Лишение «честного имени», дворянских привилегий стало для поэта источником постоянных мук, наложив отпечаток и на его характер, и на дальнейшее существование. Проучившись три года вдали от семьи в пансионе Крюммера в Лифляндии, Фет был отправлен в Москву и определен в пансион профессора Погодина для подготовки в университет. Именно с Москвой связано «рождение поэта». В 1838 году Фет поступил на словесное отделение философского факультета. Учился он плохо: «Вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал новые стихи». Творчество стало единственным прибежищем от преследующих поэта жизненных тягот и унижений. <…>

Поэтический дар Фета созрел рано. В 1840 году вышел то юношеский сборник. «Несомненное дарование» отметил у него Гоголь, даровитее всех московских поэтов счел Белинский. К 40-м годам относятся многие лирические шедевры Фета. Спад интереса к поэзии в 40-е годы не позволил Фету определить ее источником существования. В 1845 году он поступил в военную службу, ибо «офицерский чин в то время давал потомственное дворянство». В среде, чуждой духовных запросов, нашлись, однако, люди, оценившие талант Фета. У родственников своих друзей Бржеских, поэт познакомился с дочерью мелкого помещика Марией Лазич. Образованная, прекрасная музыкантша, Мария оказалась тонкой ценительницей поэзии Фета. Между молодыми людьми возникло взаимное чувство. Но любовь не только не принесла им счастья, она кончилась трагедией. Не имея материальной возможности жениться, Фет разорвал свои отношения с Лазич. Некоторое время спустя он узнал о ее ужасной смерти – она сгорела от неосторожно брошенной спички. Поэта всю жизнь преследовала тайна ее гибели. <…> Трагедия отразилась на всем творчестве Фета. Подобно «обожаемому поэту» Тютчеву, он создал бессмертный стихотворный цикл, посвященный своей любви.

А.А. Фет. Начало 1860-х гг.

В 1853 году Фет переводится в гвардейский полк и получает возможность бывать в Петербурге. Фет сближается с кругом писателей «Современника», много печатается и с надеждой смотрит на свое литературное будущее. «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» – писал Л. Толстой В. Боткину. Поэзии Фета посвящают статьи известные критики. А. Дружинин отмечал способность поэта передать «смутное, мимолетное ощущение души человеческой, ощущение без образа и названия»; В. Боткин – умение создавать «внутреннюю музыкальную перспективу». Главным литературным советчиком Фета становится И. Тургенев, к которому поэт «питал фанатическое поклонение». Кроме литературы их связывала и страсть к охоте.

В 1855 году Тургенев в письме к Фету от имени дружеского кружка «Современника» предложил издать его стихотворения, «которые заслуживают самой ревностной очистки и красивого издания...». <…> Служба в армии не дала Фету желанного дворянства и потеряла для него смысл. По новому указу требовался полковничий чин, а Фет дослужился лишь до штабс-ротмистра. В 1856 году он взял годовой отпуск и уехал за границу, а в 1858-м вышел в отставку. В 1857 году Фет женился на сестре критика В. Боткина – Марии Боткиной, дочери крупнейшего чаеторговца. <…>

1860-е годы – печальное для Фета время. В эпоху острой идеологической борьбы и утилитарного подхода к искусству его поэзия в полном пренебрежении и даже становится предметом издевательских пародий. Оставив все надежды на литературную карьеру, Фет решил заняться земельным хозяйством, приобретя в 1860 году в Мценском уезде «маленький клочок земли». По воспоминаниям Тургенева, владелец Степановки «Музу прогнал взашею...», «сделался агрономом-хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл – с какими-то волосяными вихрами за и под ушами, – о литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом». Фет демонстративно высказывал свои крайне консервативные убеждения, что дало повод Тургеневу шутливо назвать его «закоренелым и остервенелым крепостником, консерватором и поручиком старинного закала».

Психологическая загадка Фета продолжает волновать и поныне: разителен контраст между образом одухотворенного, возвышенно-чистого, погруженного в мир красоты лирика – и человеком трезвым, практичным, разочарованным, скептиком. Духовная суть Фета раскрывается в его общении и оживленной переписке с самым близким ему в те годы человеком – Львом Толстым, который тоже временно отходит от литературы.

Толстого восхищал поэтический дар Фета и его необыкновенные ум и интуиция:

Вы человек, которого, не говоря о другом, по уму я ценю выше всех моих знакомых и который в личном общении дает один мне тот другой хлеб, которым, кроме единого, будет сыт человек

В конце 70-х годов Фет становится богат и независим. Он решает, что «пора концентрироваться и жить для себя». В 1877 году, продав Степановку, Фет приобретает в Курской губернии старинное имение Воробьевку. Как вспоминал Фет, в Воробьевке Муза пробудилась от долголетнего сна и стала посещать его так же часто, как на заре жизни. <…> Окружающие не устают дивиться душевной молодости Фета.

М.П. Фет. Начало 1860-х гг.

Смотрите так же

Усадьба Фета на хуторе Степановка

Хутор Степановка – место, где была усадьба поэта Афанасия Афанасьевича Фета.