Орловская область, Дмитровский район, г. Дмитровск

Село Дмитровка при Кантемрах

Камарицкая вотчина Кантемира состояла из 57 сел и деревень, занимала большую часть нынешнего Дмитровского, часть Брасовского и часть Железногорского районов. Свою усадьбу, площадью 12 десятин, Дмитрий Кантемир основал на правом берегу речки Общерицы в 1721 году. Сохранился документ – прошение сыновей Кантемира – в котором читаем: «Родитель наш слободу Дмитриевку построил для своего покою, по своему имени, на порознем (т.е. свободном, пустом – Н.К.) месте, на котором никакого строения не бывало, и назвал его Дмитриевкою» [1].

57 сел и деревень

находились на территории Камарицкой вотчины Кантемира

В западной части усадьбы Кантемир построил деревянный дворец, погибший в 1840-х годах от пожара. Вероятно, тогда же был заложен и парк, сохранившийся до наших дней. Существует предположение, что и дворец, и парк, и, позднее, церковь, были выстроены по чертежам самого князя. Научные познания Дмитрия Кантемира были поразительно широки: «Он был, ко всему прочему, хорошим математиком и даже зодчим, – замечает В.Н. Ермуратский. – В Константинополе он воздвиг дворец по собственному проекту. Особенность его архитектурного таланта – умение оригинально вписать здание в местность, достичь гармонии между зданиями и рельефом. Помимо дворца, по проектам Кантемира построено несколько церквей в принадлежавших ему деревнях» [2].

Дворец князя Дмитрия Кантемира в Стамбуле. Гравюра из книги Д. Кантемира «История возвышения и упадка Оттоманской империи», изданной в Лондоне в 1734 г.

В сочинении Дмитрия Кантемира «История роста и упадка Оттоманской империи» опубликована гравюра с изображением упомянутого дворца. Обращает на себя внимание партерный цветник перед дворцом, выполненный в регулярном, так называемом «французском» стиле. Отметим, что парк в дмитровском имении Кантемира также будет иметь регулярную планировку. После 1723 года, уже при наследниках, парк в Дмитровке был обнесен каменной стеной. В остальном же, в 1720-х годах никакой строительной деятельности в усадьбе не велось, поскольку сыновья Кантемира долгие годы судились с мачехой и между собой из-за наследства.

В 1729 году по указу императора Петра II во владение Дмитровкой вступил сын Дмитрия Кантемира князь Константин.

О его хозяйственной деятельности в дмитровской усадьбе сведений не сохранилось. Сам он постоянно проживал в Петербурге в роскошном особняке на Миллионной улице. В 1747 году, будучи 42 лет от роду, он скоропостижно скончался, лишь на несколько месяцев пережив свою супругу Анастасию Дмитриевну, урожденную княжну Голицыну. Детей в семье не было, поэтому усадьбу в Дмитровке унаследовали два оставшихся в живых сына Дмитрия Кантемира – Матвей и Сергей (их младший брат Антиох умер в 1744 году). Братьями был построен в Дмитровке винокуренный завод, который многие годы поставлял вино на казенные дворы в обеих столицах.

После смерти Матвея Кантемира (1771 год) князь Сергей Кантемир, не имевший законных наследников, в 1776 году написал на имя Екатерины II прошение, в котором распорядился: «<…> помянутое мое недвижимое имение, по смерти моей присоединить паки к короне, яко от нее полученное».

1.Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1374. Д. 67. Лл. 1-3.
2.Ермуратский В.Н. Дмитрий Кантемир. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1983. С. 111 – 112.

От села Дмитровки к городу Дмитровску

В 1780 году умер, не оставив законных наследников, князь Сергей Дмитриевич Кантемир. Его движимое и недвижимое имущество, в том числе и почти вся Камарицкая вотчина, были переданы в казну. Земли в Орловском наместничестве, как казенные, передавались в ведение орловского губернатора князя Н.В. Репнина. К этому времени село Дмитровка было самым крупным населенным пунктом, религиозным и торгово-экономическим центром большой округи. В связи с этим 25 июня 1782 года императрица Екатерина II издала именной указ «О переименовании села Дмитровки Орловского Наместничества городом». В указе говорилось: «По выгодному положению состоящего в Орловском наместничестве села Дмитровки повелеваем учредить оное городом, переведя туда все присутственные места из города Лугани, с переименованием и всего тамошнего округа вместо Луганского в Дмитровский <…>» [1].

25 июня 1782 года

императрица Екаиерина II издала именной указ “О переименовании села Дмитровки Орловского наместничества городом”

В ходе градостроительной реформы, проводимой с 1763 года, когда был издан указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов <…>», большинство российских городов получило новые генеральные планы регулярного характера, разработанные в Петербурге Комиссией о каменном строении. Для города Дмитровска также был подготовлен план регулярной застройки, так как село Дмитриевка таковой не имела. По новому плану, утвержденному в 1784 году, все имеющиеся постройки должны были быть снесены, а на их месте были заложены прямоугольные сетки улиц и кварталов. Было предусмотрено строительство пяти улиц, пролегавших с запада на восток, и шести улиц, пересекающихся с ними под прямым углом, с севера на юг. В центре города создавались две большие площади: одна с корпусом присутственных мест и собором, вторая со зданием гостиного двора.Из прежних сооружений села Дмитровки в планировку города были включены только усадьба Кантемира и церковь Дмитрия Солунского.

План Орловского наместничества городу Дмитровке, утверждённый 16 января 1784 года

В 1796 году Павел I, во многом действовавший наперекор воли своей матери, возвратил Лугани статус города, а Дмитровску села. Только в 1802 году, уже при Александре I, Дмитровску опять был присвоен статус города, на этот раз уже окончательно.

1.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. Том XXI. С 1781 по 1783 гг. СПб.: Типография II отделения СЕИВ канцелярии, 1830. С. 610.

Д. Левицкий. Портрет графа Ильи Андреевича Безбородко. 1810-е гг.

Дмитровские владения Безбородко

В 1787 году император Павел I пожаловал бывшее комарицкое имение Кантемиров светлейшему князю Александру Андреевичу Безбородко (1747 – 1799). Крупнейший политический деятель рубежа XVIII – XIX веков, личный секретарь и министр иностранных дел Екатерины II, канцлер при Павле I, А.А. Безбородко был одним из богатейших людей в Российской империи. Неизвестно, посещал ли он свое новое имение, владея и без того огромными землями. После смерти бездетного князя все его владения перешли по наследству к его брату графу Илье Андреевичу Безбородко (1756 – 1815). В Дмитровске вместо обветшалых строений Кантемира новый хозяин усадьбы воздвиг новый дом со множеством надворных построек.

Граф И.А. Безбородко умер в 1815 году. Его младшей дочери княгине Лобановой-Ростовской достались деревни и земли, расположенные к югу от Дмитровска, по левому берегу реки Неруссы, а старшей дочери графине Кушелевой отошли деревни и земли по правой стороне реки Неруссы и усадьба в самом Дмитровске.

Ввиду того, что со смертью графа Безбородко род его пресекался по мужской линии, а фамилия была знатной, то его внуку графу Александру Григорьевичу Кушелеву высочайше было позволено присоединить фамилию Безбородко к своей родовой фамилии, после чего он стал именоваться графом Кушелевым-Безбородко. Он и его потомки в Дмитровске не проживали, ограничиваясь кратковременными наездами. От плохого присмотра постройки в усадьбе постепенно ветшали, а затем были уничтожены пожаром. На месте бывших хозяйственных построек и дома графа Безбородко в настоящее время выстроен больничный комплекс.

Дмитровское имение И.А. Безбородко по воспоминаниям И.М. Долгорукого (1810 г.)

Город уездный Дмитровск, в котором мы остановились, невелик, но довольно хорошо расположен. В нем строятся каменный собор и корпус присутственных мест. <…> сколько удивлен я был, войдя в дом графский, который стоил ему до 100 тысяч!

Он расположен великолепнейшим образом: нижний этаж каменный, а верхний деревянный; по обе стороны колоннада с крыльцами; на концах ее два флигеля: один для гостей, другой для первых надобностей дома, т.е. для поварни; на боковых сторонах еще два большие флигеля, и от них, против дома, полукружием смыкается забор с красивыми в середине воротами. Внутри дом прибран просто, но со вкусом: все комнаты расписаны, все окошки убраны самыми лучшими ситцами, эстампы отборные, паникадилы новых рисунков, зеркала чистой самой воды и дорогой меры <…>».

«Сад велик, но не убран и разбит не по-английски; дороги все правильно проведены и очень узки, а от того и темны, между ними в квадратных пустотах посажены плодовитые деревья, около сада обводится каменная высокая ограда, которая станет дорого, потому что сад занимает 10 десятин земли: изрядное поле для хлебопашества!».

Долгорукий И.М. Славны бубны за горами, или мое путешествие кое-куда 1810 года. М.: Университетская типография (Катков и К°), 1870. С. 325 – 326.

Храм Святого Дмитрия Солунского (1723 – 1726) в городе Дмитровске Орловской области

Храм Дмитрия Солунского – первая каменная и самая старая постройка города Дмитровска. Первоначально в селе Дмитровке находилась деревянная церковь, перевезенная сюда из Николаевского Столбовского монастыря, находящегося на территории Севского уезда. Но, поскольку она оказалась «зело малой» и «к помещению народа весьма недовольной», в 1723 году по приказу князя Кантемира вместо нее заложили новый, более просторный каменный храм во имя Дмитрия Солунского. Его строительство было окончено уже после смерти Дмитрия Кантемира его сыном князем Матвеем Дмитриевичем. В 1789 году в церкви была переделана трапезная и выстроена колокольня, второй и третий ярус которой возведены в XIX веке. До 1787 года она была единственной церковью в городе.

Церковь Димитрия Солунского. 1723 г. Дмитровск, Орловская область. Фото А. Аксюхина. 2006 г.

Церковь Дмитрия Солунского – единственное в области произведение барокко петровского времени.

Храм в плане крестообразный. Его рукава изнутри по высоте равны центральному четверику, однако, из-за сводов их стены снаружи оказываются значительно ниже, чем ядро храма. Верхняя часть четверика извне превращена как бы в промежуточный ярус-постамент под световым восьмериком. Нижний ярус расчленен тонкими пилястрами, сдвоенными на углах. В центре северного и южного фасадов помещены порталы, а на остальных участках – окна с характерными барочными наличниками с ушами и сандриками. Многообломный завершающий карниз раскрепован над пилястрами.

Сложность форм усиливается крещатостью основного объема, углы которого, также обработанные сдвоенными пилястрами, выступают между рукавами креста. Дробность и многочисленность профилировок и ярусность построения роднят храм с памятниками украинского барокко. Декорация фасадов трапезной подражает убранству стен храма. В обработке колокольни заметны стилистические приемы раннего классицизма. Внутри пространство рукавов креста, перекрытых полулотковыми сводами, благодаря характеру перекрытий и двойному уступу тромпов объединяется с центральным».

Орловская область. Каталог памятников архитектуры / Сост. В.И. Плужников. М.: НИИ искусствознания, 1985. С. 151 – 152.

Угловые башни и ограда парка бывшей усадьбы Кантемира – памятник архитектуры, объект культурного наследия Орловской области

Ограда длиной более полутора километров отделяет усадебную территорию от улиц Свободной, Пролетарской, Социалистической. Западная часть ограды, нарушающая правильность прямоугольного участка, была перестроена во второй половине XIX века.

Ограда в бывшем имении Кантемира. Середина XVIII в. Дмитровск, Орловская область.

Угловая башня ограды в бывшем имении Кантемира. Фрагмент. Середина XVIII в. Дмитровск, Орловская область.

В облике сооружения преобладают барочные мотивы. Стены разбиты лопатками на равные промежутки (примерно по 5 м), поле которых заполняют большие и плоские полуциркульные ниши. На двух пилонах парадного восточного въезда (ныне заложен) углы усилены трехчетвертными тосканскими колоннами, а между ними сделаны вогнутые арочные ниши.

Наиболее интересны угловые башенки. Извне их нижний ярус круглый, однако с территории усадьбы он имеет прямоугольные очертания. Поэтому в круглых изнутри башенках у входа сделаны глубокие арочные ниши, усложняющие пластику. Эти отзвуки барокко есть и в объемном построении. Над первым ярусом, равным высоте стен ограды, поднимается небольшой восьмерик, в каждой грани которого прорезаны круглые проемы.

Угловая башня ограды в бывшем имении Кантемира. Середина XVIII в. Дмитровск, Орловская область

Парадный въезд в бывшем имении Кантемира. Середина XVIII в. Дмитровск, Орловская область.

Парадный въезд в бывшем имении Кантемира. Середина XVIII в. Дмитровск, Орловская область

Их декоративные замковые камни подходят вплотную к карнизам граней. Завершается башня высокой четырехгранной пирамидой, ребра которой проходят по осям граней восьмерика. Декоративный характер композиции усиливают четыре глухих окна-слуха, а также и самый характер кладки: ряды кирпича кладутся горизонтально и каждый следующий ряд несколько отступает вглубь. Этим создается ступенчатая линия силуэта в пределах цельной формы. Архитектурные формы позднего классицизма в западной части ограды с частично уцелевшими воротами трактованы упрощенно и сухо.

Орловская область. Каталог памятников архитектуры / Сост. В.И. Плужников. М.: НИИ искусствознания, 1985. С. 149 – 150.

Парк бывшей усадьбы Дмитрия Кантемира

В 1863 году городские власти Дмитровска выкупили у графа Кушелева-Безбородко его усадьбу для устройства общегородского парка, однако, в народе он еще долго именовался «княжим садом». За ненадобностью западные (парадные) и восточные (хозяйственные) ворота были заложены кирпичом, а в северной стене ограды парка, обращенной в строну города, были сделаны входные ворота резной формы с колоннами и арками и с будкой для билетной кассы. Этими воротами пользуются и поныне.

И.М. Жудин пишет:

Чтобы поскорее возвратить потраченные на покупку парка деньги, городские власти вынуждены были сдавать горожанам в аренду участки парка для сбора яблок и травы. Арендаторы под различными предлогами стали вырубать вековые деревья аллей, посаженных еще при Кантемирах. Делалось это уничтожение из-за того, что высокие и развесистые липы и клены отбрасывали большую тень, чем сокращали урожай фруктов и сена. Постепенно были спилены все деревья по центральной аллее, идущей по всему парку от западных ворот и до восточных. Заодно с этой аллеей были уничтожены и две другие, параллельные главной, после чего липовые аллеи сохранились лишь по периметру парка да на аллеях, расположенных с севера на юг[1]

После 1917 года парк по-прежнему остался городским парком культуры и отдыха. В годы Великой отечественной войны немцы устроили в парке склад горючего. Территория парка была изрыта траншеями, блиндажами и землянками. Погибло около 300 деревьев; была разрушена часть каменной стены вокруг парка с западной стороны. В послевоенное время деревья в парке сильно пострадали от урагана в 1957 году.

Несмотря на многочисленные разрушения, нанесенные временем и людьми парку в Дмитровске, он, за свою без малого трехсотлетнюю историю, сохранил свою планировочную структуру, сложившуюся еще в начале XVIII века.

Липовая аллея в парке города Дмитровска. Фото с сайта http://www.bankgorodov.ru/public//photos/sights/1377427385.jpg

Парк бывшей усадьбы князя Дмитрия Кантемира по своему стилю относится к садам петровского барокко, что в русском садово-парковом искусстве встречалось чаще в столичных загородных дворцовых резиденциях. Устройство парка такого вида в глубинной области России и его относительно хорошая сохранность представляют большую редкость и, соответственно, ценность для изучения истории русского садово-паркового искусства вообще.

Авторы фундаментального исследования истории садово-паркового искусства в России А.П. Вергунов и В.А. Горохов подчеркивают, что в первые десятилетия XVIII века в русском садовом зодчестве произошел радикальный переворот от сложившихся веками традиций в сторону освоения передового европейского опыта. Однако это не означало полного разрыва с прошлым; регулярные (на французский манер) сады в России обрели собственные, только им присущие черты, вновь созданные садовые ансамбли вобрали в себя лучшее из того, что было в национальном наследии. Приемы, принятые еще в древнемосковском садовом зодчестве, получили новое развитие. Например, в боскетах высаживались плодовые деревья, ягодные кустарники, размещались грядки с овощными культурами2. Так, в Верхнем саде Петергофа, заложенном в 1715 году и спланированном по всем правилам французской теории садового искусства, разработанной Ленотром и его последователями, тем не менее, в задних боскетах находились задекорированные шпалерником гряды ягод и спаржи3. В усадьбе Кантемира при планировке парка также был использован принцип сочетания красоты и пользы.

Липовая аллея в парке города Дмитровска. Фото с сайта http://www.bankgorodov.ru/public//photos/sights/1377427385.jpg

Стилем построения паркового ансамбля является петровское барокко с простыми геометрическими формами ландшафтных элементов: прямоугольными липовыми боскетами с размещенными в них фруктовыми садами. Слово боскет пришло к нам из-за границы. Boschetto в итальянском языке и bosquet во французском означают «лесок», «рощица». В ландшафтном искусстве боскет – это густая группа деревьев или кустарников, которые в результате декоративной обрезки образуют сплошные зеленые «стены». Площадь парковой территории бывшей усадьбы Кантемиров была разделена на 24 боскета семью поперечными и пятью продольными липовыми аллеями. Внутри прямоугольные боскеты были засажены яблонями.

Шаг посадки лип варьирует от 2 до 4 м. Самый ранний был более размеренным (4 м), к середине XIX века он уже был 3 м, к концу XIX века – 2 м.

Вдоль кирпичной стены по всей площади парка хорошо прослеживается 3-х рядная обсадка лип. Интересно отметить, что ближе к кирпичной стене, или в первом ряду аллей, расположены самые старые деревья – 230-летние липы, средний ряд состоит в основном из 210-190-летних лип,170-летние и 150-летние заполняют все три ряда. На основе возрастной структуры насаждений также выявилось, что липы, имеющие возраст 230 лет и старше (их сохранилось не более девяти), встречаются во всех аллеях парка. Появление в парке новых пород: клена остролистного, клена полевого, ясеня зеленого, клена ясенелистного, как показывает возрастной анализ, относится ко времени функционирования общегородского парка

Возраст лип в парке князя Кантемира достигает 230 лет

Планы усадьбы позднего периода, в том числе план генерального межевания земель 1854 года, показывают, что в XIX веке площадь парка уменьшилась. Сократилось также количество аллей (5 продольных и 3 поперечных), и, следовательно, боскетов – их 16 вместо 24. На поздних планах также прослеживается, что церковь расположена теперь за пределами усадебной территории. Факт изменения планировки парадной части усадьбы отмечен в описании князя Долгорукого «<…> около сада обводится каменная высокая ограда, <…> против дома, полукружием смыкается забор с красивыми в середине воротами».

Планы усадьбы позднего периода, в том числе план генерального межевания земель 1854 года, показывают, что в XIX веке площадь парка уменьшилась. Сократилось также количество аллей (5 продольных и 3 поперечных), и, следовательно, боскетов – их 16 вместо 24. На поздних планах также прослеживается, что церковь расположена теперь за пределами усадебной территории. Факт изменения планировки парадной части усадьбы отмечен в описании князя Долгорукого «<…> около сада обводится каменная высокая ограда, <…> против дома, полукружием смыкается забор с красивыми в середине воротами».

1. Жудин И.М. Все о Дмитровске. Орел: Типография «Труд», 1997. С. 111.
2. Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград: Садово-парковое искусство в России (от истоков до начала ХХ века). М.: Культура, 1996. С. 75, 79.
3. Архипов Н. Сады и фонтаны XVIII века в Петергофе. Л.: ОГИЗ Ленизогиз, 1933. С. 46.

Смотрите так же