Усадьба «Сабуровскую крепость»

Орловская область, Орловский район, с. Сабурово

Село Сабурово – имение Каменских

Впервые сельцо Андреаново, Сабурово тож, упоминается в писцовой книге Орловского уезда 1678 г. В то время оно принадлежало боярину Ивану Михайловичу Милославскому. В 1721 г. его владельцами были братья Андреановы, а затем светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. В 1728 г., после того, как А.Д. Меньшиков впал в немилость, император Петр II передал его недвижимое имущество в Орловском, Кромском, Карачевском и Курском уездах камер-юнкеру Федоту Михайловичу Каменскому.

Усадьба Каменских «Сабуровская крепость». Ограда, 1790-е гг. Графическая реконструкция В.И. Плужникова

Через четыре года, в 1732 г. имение это было у Каменского взято в казну, затем отдано гофмаршалу Д.А. Шепелеву, и лишь в 1742 г., по указу императрицы Елизаветы Петровны, возвращено Ф.М. Каменскому. Позже эти имения унаследовал его сын. При Михаиле Федотовиче Каменском название села изменилось. Об этом сообщает в одном из документов сам владелец: «… а в 776 году заведена мною при селе Андреянове Сабурове тож, переименованном при межевании селом Каменским, пильная и мучная мельница…» [1].

Данные «Экономических примечаний» к Генеральному межеванию 1778 г. содержат следующие сведения:

Село Каменское, что было Сабурово и Андреяново тож с деревнями Звегинцовой, Хмелевой и с пустошьми Михайлы Федотовича Каменского. Число дворов – 502, душ обоего пола – 3035, земель всего 7538 десятин 1915 сажен. Село по обеим берегам реки Цна и верхов Хохлова и безымянного, на реке пруд и мельница… церковь каменная Архистратига Михаила, господский дом деревянный с садом [2]

Следующий документ говорит о пожаре: «Просит генерал-аншеф и кавалер Михаила Федотов сын Каменской… выданный мне 1781 года…из Орловской межевой конторы на обмежеванные за мной дачи, состоящие в Орловском уезде в Корчаковском стану, принадлежащие к селу Каменскому, что прежде было Сабурово и Андреяново тож… план в бытность мою в заграничной армии при доме моем в той деревни во время пожара утрачен… прощу... скопировав на мой щет с прежнего плана копию, выдать мне. Михайла Каменский. Янв. 1790 г.» [3].

1778 год

в Сабурово существовал деревянный барский дом, а единственной каменной постройкой являлся храм

Из данного документа можно сделать вывод, что между 1781 г. (выдача плана) и 1790 г. (дата прошения) в усадебном доме был пожар, однако, насколько серьезно пострадал деревянный дом, судить сложно. Следующий документ – это более поздние «Экономические примечания к Генеральному межеванию». Они точно не датированы. Приведем часть текста с сохранением орфографии оригинала: «село Каменское, что было Сабурово с деревнями Звегинкой, Хмелевой и пустошьми господина генерал-фельдмаршела и разных орденов ковалера графа Михайлы Федотовича Каменскаго. [Краткое экономическое примечание]: село по обеим сторонам реки Цна, верха Хохлова и безымяннаго отвершка. Церковь архистратига Михаила и дом господской в два этажа каменныя. При доме сад регулярной с плодовитыми деревьями» [4].

Мы знаем, что М.Ф. Каменский стал фельдмаршалом и графом в 1797 г., значит документ не ранее этой даты. Таким образом, в 1797 г. бесспорно уже существовал двухэтажный каменный усадебный дом и регулярный сад. О крепостном окружении дома в документе не говорится – возможно, что оно находилось в процессе строительства. С 1791 по 1796 гг. попавший в немилость Екатерины II М.Ф. Каменский удалился от службы и надолго поселился в Сабурове. Возможно, в эти годы он приступил к большому строительству в свой усадьбе.

1797 год

М.Ф Каменский стал фельдмаршалом и графом

Косвенные сведения о проведении больших строительных работ в орловской усадьбе находятся в архивных документах. Сохранилась переписка М.Ф. Каменского со старостой его имений во Владимирской губернии за 1803 – 1808 гг. [5] Из нее мы узнаем, что в эти годы в орловское имение, т.е. Сабурово, систематически посылались владимирские каменщики. В деле об убийстве М.Ф. Каменского упоминается «кирпичный завод» [6], на котором в какой-то момент находились подозреваемые соучастники преступления. В позднейших воспоминаниях крепостного М.Ф. Каменского И.Ф. Железнова говорится о том, что «каменные постройки при доме делались наймом», подтверждается существование «заводов» и указывается на «каменную стену», которой бил обнесен огромный графский сад . Все это дополнительно свидетельствует о больших строительных работах, проводимых М.Ф. Каменским и о том, что именно при нем были построены крепостные стены.

1791-1809 годы

строительство архитектурного комплекса в селе Сабурово

Таким образом, строительство архитектурного комплекса в селе Сабурово возможно датировать 1791 – 1809 годами (последняя дата – год смерти М.Ф. Каменского).

После трагической гибели фельдмаршала Сабурово перешло к его старшему сыну Сергею. В 1827 г. он продает родовую усадьбу помещику Н. Анцифорову. Прослеживая дальнейшую владельческую линию по «Исповедным книгам», можно видеть, что на протяжении XIX в. владение продолжает дробиться. В 1840-х гг. добавляются другие владельцы. Самим усадебным местом владели два помещика – А.М. Редкин и Т.А. Лопухина. Они числятся совладельцами до 1892 г., а в следующем году усадьба переходит в другие руки, также к двум совладельцам – потомственному гражданину В.К. Мельникову и генерал-майору Г.А. Спечинскому. Они остались последними владельцами, которым усадьба принадлежала вплоть до революции 1917 г.

1. Государственный архив Орловской области (ГАОО). Ф. 6. Д. 1652. Дело об отказе имений в разных уездах за графом М.Ф. Каменским. 1792 – 1806. Л. 8 об.
2. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1007. Орловский уезд Орловской губернии. 1778 – 1796 гг. Л. 5 об. Точная дата содержится так же: РГАДА. Ф. 1354. Алфавит дач Генерального межевания Орловской губернии Орловского уезда, К-61 (Красный). ГАОО. Ф. 592. Оп. 1. Д. 1. Экономическо-камеральное описание Орловской губернии. 1779 – 1864 гг.
3. РГАДА. Ф. 1325. Оп. 6. Ч. I. Д. 21. Дело о прошении графа Каменского о дачах села Каменского. 1790 г. Л. 1.
4. РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 67/1009. Экономические примечания города Орла. Л. 12-12об. Электронный ресурс: http://adelwiki.dhi-moskau.de/index.php/Каменский_Михаил_Федотович
5. Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 1857. Оп. I. Д. 2. Приказы М.Ф. Каменского старосте и сотскому Владимирской вотчины и донесения последних по имущественным вопросам. 1803 – 1806 гг. Лл. 1 – 45.
6. Пупарев А.Г. Об убийстве графа Каменского // Труды Орловской ученой архивной комиссии. 1894. Вып. 3. С. 69.
7. Пупарев А.Г. Рассказ о фельдмаршале графе М.Ф. Каменском бывшего его крепостного // Орловский вестник. 1876. № 38. С. 1 – 2.

Архитектурный комплекс XVIII в. «Сабуровская крепость». Историко-архитектурный опорный план. ВО «Леспроект». Автор: инженер М.В. Синявская. 1987 г.

Парк в имении Каменских «Сабуровская крепость»

В документах, связанных с имением графов Каменских в селе Сабурово, упоминается о парке и саде с плодовыми деревьями. Из воспоминаний бывшего крепостного Каменских И.Ф. Железнова мы узнаем, что граф собирал у себя гостей, когда в саду поспевали ягоды и фрукты: «А сад у графа был огромный – десять десятин, обнесен каменной стеной, ворота только одни с улицы; со двора хотя были еще ворота, но заплетены наглухо. Оранжереи в саду было две с апельсинами и персиками…» [1].

В 1987 году объединение «Леспроект» разработало проект восстановления памятника архитектуры и садово-паркового искусства XVIII века «Сабуровская крепость» с полным воссозданием паркового ансамбля. Проект, однако, реализован не был. В результате предпроектных исследований были сделаны следующие выводы. В 1790 - 1809 гг., когда в усадьбе развернулось полномасштабное строительство, на ее территории разбивается регулярный парк с плодовыми деревьями. Археологические изыскания показали, что дорожное покрытие в парке состояло из отходов строительства (битого кирпича), что подтверждает версию об одновременном возведении стен и парка. Боскеты регулярного парка были созданы из лип.

Внутри боскетов находились фруктовые сады. В середине XIX в. в ассортимент парка вводится кустарниковая растительность, партер перед господским домом оформляется древесными клумбами овальной формы.

«Экономическо-камеральное описание Орловской губернии» 1864 года (усадьба в это время уже принадлежит статскому советнику А.М. Редкину) содержит следующие сведения: «В селе каменный двухэтажный господский дом с каменными и деревянными службами, при доме обширный плодовитой сад с регулярными перспективными аллеями, в саду две каменные ранжереи и особо устроенная пристройка для грунтовых деревьев. Весь сад обнесен каменною стеною наподобие крепостного укрепления с башнями в стенах» [2].

Между 1865 и 1873 гг., при размежевании имения между А.М. Редкиным и Т.А. Лопухиной по границе двух половин усадьбы на территории парка был вырыт ров и посажена живая изгородь из кустов акации. Однако, межевой план 1873 г. все еще позволяет рассмотреть регулярную планировку парка, который четко разделен на 15 боскетов [3]. «Полевые записки» землемеров 1884 г. описывают уже «заросший лесом бывший сад» [4]. Из дневника воспитателя Орловского Бахтина кадетского корпуса мы узнаем, что в 1911 г. в усадьбе был настоящий парк с тенистыми лужайками5. Это означает, что регулярный фруктовый сад исчез, уступив место пейзажному парку. К 1920-х – 1930-х гг. вдоль стен «Сабуровской крепости» сохранились небольшие огибные дорожки вдоль стен и две большие липовые центральные аллеи, идущие вдоль парка с оставшимися фруктовыми садами. Время, когда в парке исчезли липовые боскеты, установить не удалось.

1. Пупарев А.Г. Рассказ о фельдмаршале графе М.Ф. Каменском бывшего его крепостного // Орловский вестник. – 1876. – № 38. – С. 1 – 2.
2. ГАОО. Ф. 592. Оп. I. Д. 1. Экономическо-камеральное описание Орловской губернии. 1779 – 1864 гг. Лл. 38 об. 41.
3. РГАДА. Ф. 1354. Орл. губ. Орловского уезда. Коллекция планов дач Генерального и специального межевания. К-51 (Синий). План Каменского 6 части. 1873 г.
4. РГАДА. Ф. 1325. Оп. 5. Ч. III. Д. 6482. О разыскании межевых знаков в даче II части села Каменского, что прежде было Сабурово Андрианово тож. 1884 г. Л. 4 об, 12 об, 13 – 16, 19 об.
5. ГАОО. Ф. 1001. Оп. 1. Д. 36. Дневник воспитателя Орловского Бахтина-кадетского корпуса. 1911.

Стилистические особенности архитектурного ансамбля Сабуровской крепости

В настоящее время Сабуровская крепость представляет собой территорию, обнесенную кирпичными крепостными стенами высотой около 4 м с рядом фортификационных сооружений в них. Кроме стен, никаких построек внутри не сохранилось. Площадь усадьбы приблизительно 460x450 м., по форме она приближается к квадрату, южная сторона которого имеет изломанное очертание. Стены сохранились не полностью. Строительным материалом служил большемерный кирпич, изготовленный, по-видимому, на месте, на собственном кирпичном заводе. Сохранившиеся постройки отличаются выверенными пропорциями и выразительными формами.

Относительно стилистических особенностей памятника специалисты высказывают различные мнения. Научный сотрудник проектного института по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» Е.О. Острова, которая разрабатывала проект восстановления архитектурного комплекса «Сабуровская крепость», делает следующие выводы. Архитектурный облик усадьбы М.Ф. Каменского повторяет, в целом, хотя и упрощенно, тип турецких боевых крепостей. В деталях же имеются как общие, так и отличные от него черты. От боевых турецких крепостей Сабуровскую «крепость» отличает, в первую очередь, наличие элементов художественного оформления и большая связь с монументальной турецкой архитектурой (в частности, с мавзолеями).

Историк архитектуры В.И. Плужников – еще один исследователь архитектурного облика Сабуровской крепости – считает, что ансамбль вообще не имеет стилистической определенности и носит характер «прихоти» владельца [1].

Г.И. Шабанов также считает, что «крепость Каменского ни в коем случае не тип турецкой … Присматриваясь к крепости, констатируем отсутствие стиля. Тут смесь русского, турецкого, романского и т.д.» – пишет он [2].

Подтверждением мнения об «эклектичности» ансамбля служит, на наш взгляд, здание на восточной стороне Сабуровской крепости. Стилистические оно выпадает из общего характера крепостного комплекса. В настоящее время здание сохранилось до уровня первого этажа. Оно прямоугольное в плане и состоит из трех помещений, соединенных между собой в небольшую анфиладу.

Одной своей стороной оно сильно выступает за крепостную стену, причем этот фасад, благодаря узким бойницам, выглядит крепостным и в этом отношении сливается с другими сооружениями. Противоположный фасад, обращенный внутрь территории, решен совершенно иначе. По краям он прорезан большими прямоугольными проемами, в центре – тремя, еще большими, стрельчатыми. По-видимому, самые крайние проемы были симметрично расположенными дверьми, соседние с ними – чрезвычайно большими окнами (Е.О. Острова ссылается на фотографию 1911 г., на которой читается остекление. Эта фотография нами не обнаружена), а относительно стрельчатых арочных проемов – судить трудно. Их величина и отсутствие следов устройства окон или дверей не позволяет сделать определенных выводов.

Ритмичный строй этих проемов вызывает ассоциацию с сооружениями русской псевдоготики XVIII века, такими, как усадьба Царицыно под Москвой и усадьба Красное Рязанской области.

В.И. Баженов. Большой мост через овраг. 1778—1784. Усадьба Царицыно, Москва

Относительно использования «готического дома» существуют различные сведения. По одним источникам, эта постройка являлась летним жилищем М.Ф. Каменского, согласно другим, здесь располагался театр.

Затрагивая тему аналогий Сабуровской крепости в отечественной архитектуре, стоит сказать о таком стилистическом направлении в русском зодчестве 2-й половины XVIII в., которое было связано с победой России в первой русско-турецкой войне. По случаю заключения Кучук-Кайнарджийского мира летом 1775 г. в Москве на Ходынском поле проходило всенародное празднование. Оформлением торжеств занимались Василий Баженов и Матвей Казаков. Все постройки были стилизованы ими под захваченные турецкие крепости. Необходимо, впрочем, подчеркнуть, что эта «стилизация под Восток» являла собой сплав элементов нарышкинского барокко и западноевропейского готического декора.

Скотный двор усадьбы Красное (Рязанская область). Конец XVIII в.

Неслучайно, поэтому, ансамбль в Царицыно воспринимался современниками как мемориальный ансамбль, памятник славы героям русско-турецкой войны.

В дальнейшем этот стилистический прием получил широкую популярность в русской усадебной архитектуре. Так, в усадьбе графа П.А. Румянцева-Задунайского Троицкое-Кайнарджи в подмосковном селе Павлино был выстроен павильон «Турецкая крепость». В усадьбе Красное Рязанской области, принадлежавшей фавориту Екатерины II Александру Петровичу Ермолову, конный и скотный дворы также имели вид средневековых крепостей. Такой тип архитектуры А.Н. Каменский определяет как «трофейный»: «Домашняя» крепость символизировала «трофей», завоеванный в бою, и по рангу такое могли себе позволить только полководцы, прославившиеся в знаменитой турецкой войне, принесшей России выход в Черное море. Крепость повторяла постройку какой-либо из завоеванных цитаделей и, как бы взятая в плен, «привозилась» с войны к себе в усадьбу» [3].

Таких «трофейных» крепостей исследователь называет семь. Из них две императорских в Москве: уже упоминавшийся ансамбль в Царицыно и Путевой дворец в Петровском. Кроме них, пять «полководческих крепостей»: усадьба Михалково Московской губернии генерал-аншефа графа П. Панина, усадьба Ярополец Московской губернии фельдмаршала графа З. Чернышева, Чесменский дворец под Петербургом адмирала графа А. Орлова, усадьба Троицкое-Кайнарджи Московской губернии фельдмаршала графа П. Румянцева и Сабуровская крепость Орловской губернии генерал-аншефа М. Каменского. Известно, что М.Ф. Каменский в составе свиты Екатерины II посещал имения Румянцева, Панина и Чернышова. Возможно, впечатления от увиденного могли навести его на мысль постройки своей усадьбы-крепости.

Возвращаясь к архитектурному описанию усадьбы в Сабурово, отметим, что о несохранившихся постройках внутри крепости источники сообщают немногое: во времени М.Ф. Каменского кроме двухэтажного главного дома существовала гостиница и две оранжереи. В.Л. Ливцов и В.М. Неделин, проводившие обследование усадьбы в 1970-х гг., сообщают, что с западной стороны (против церкви) усадьба имела ограду в виде металлической решетки на кирпичном основании, заменявшей здесь кирпичную стену. Также они описывают мощный фундамент двухэтажного барского дома, стоявшего внутри усадьбы непосредственно за металлической решеткой. На момент обследования имелись, кроме того, развалины небольшого двухэтажного домика с подвалом под ним, рядом с фундаментом усадебного дома [4].

Совершенно особое место занимают две пирамидальные постройки Сабуровской усадьбы. В настоящее время они одиноко возвышаются вблизи церкви, а раньше входили в крепостную стену, фланкируя центральный въезд в усадьбу. Треугольные в плане, они завершаются трехгранными пирамидами; вершины которых смещены, а грани неодинаковы. Г.И. Шабанов в 1927 г. указывает на низкие дубовые стены внутри и называет пирамиды бывшими пороховыми погребами, используемыми совхозом «Сабуровский» (созданным в усадьбе после революции) под ледники. По словам старожилов, при последних владельцах здесь также были ледники, где позднее во время войны скрывались жители Орла.

Очевидно, Г.И. Шабанов в этом случае опирался на предание или предположение, так как в источниках не встречаются упоминания о пороховых погребах в усадьбе. В боевой крепости они, действительно, должны были быть, но у М.Ф. Каменского эти сооружения могли иметь лишь символическое значение пороховых погребов, а на практике использоваться под ледники или винные погреба. В пользу данного предположения можно привести описание Владимирской вотчины Каменских, где говорится о винном погребе, построенном М.Ф. Каменским [5].

Необходимо отметить, что в русской архитектуре именно в этот период возводятся аналогичные сооружения. Их автор – известный архитектор Н.А. Львов. В 1780-х – 1790-х гг. он строит собственную усадьбу Никольское-Черенчицы в Новоторжском уезде Тверской губернии. Среди ее построек есть погреб-пирамида, служивший ледником.

В том же уезде в первых годах XIX в. Н.А. Львов частично принимал участие в строительстве усадеб Митино и Васильево. В первой из них ему приписывают создание пирамидального винного погреба, а во второй – каменного моста с двумя пирамидами, фланкирующими главный пролет моста. Львовские пирамиды в Никольском и Митине квадратные в плане с равными сторонами пирамид, что отличает их от сабуровских, треугольных в плане с неровными гранями, поставленными на постамент. Но пирамиды моста в Васильеве имеют треугольный план, также как сабуровские. Оформление входа у пирамид Н.А. Львова – арочное из валунов – сближается с более скромным оформлением сабуровских пирамид, в виде выступающих полуциркульных арок с квадратными декоративными нишами по сторонам.

Н.А. Львов. Погреб-пирамида, 1789 г. Усадьба Никольское-Черенчицы (Тверская область). До реставрации

Общее сходство построек, идентичность их по времени, то, что кроме Н.А. Львова никто в этот период в России не возводил пирамид, позволяет ставить вопрос об авторстве известного архитектора. Однако требуется подтверждение гипотезы на основе дополнительных глубоких исследований.

Н.А. Львов. Погреб-пирамида, 1789 г. Усадьба Никольское-Черенчицы (Тверская область). После реставрации

Относительно авторства всего усадебного комплекса нет данных. Большинство исследователей считают несомненным, что общий замысел принадлежал М.Ф. Каменскому [6]. Нельзя не согласиться с мнением А.Н. Каменского, который считает, что и постройкой усадьбы-крепости руководил сам фельдмаршал, который получил образование артиллериста. В его время этому образованию всегда сопутствовали знания инженера и фортификатора. Вспомним также, что М.Ф. Каменский «был выпущен из шляхетского корпуса в Канцелярию строений». В своей военной жизни он изучил, блокировал, бомбардировал и взял штурмом не одну крепость и вполне мог построить подобное сооружение для самого себя [7].

Однако для исполнения замысла героя турецких войн необходим был архитектор, знавший если не турецкую архитектуру, то русскую псевдоготику. Краевед М.В. Каплинский высказывал предположение об авторстве орловского губернского архитектора И.О. Петонди [8]. В 1779 г. И.О. Петонди приехал в Россию из Италии. Он принимал участие в строительстве подмосковной усадьбы Архангельское, выполнив чертежи интерьера библиотеки. Они показывают его как блестящего мастера строго классического направления [9]. В дальнейшем он поселился в Орле и в 1806 г. принял российское подданство. В 1810 г. определен орловским губернским архитектором. В 1794 г. у него родился сын Фома Петонди, который в 1817 г. занял место орловского губернского архитектора. Известны его постройки в Орле и то, что он был близок с Сергеем Каменским в период его театральной деятельности.

Предположить, что отец-Петонди строил Сабуровскую крепость можно только хронологически, так как именно в конце XVIII – начале XIX вв. он поселяется в Орле. К нему, как хорошему мастеру, мог обратиться М.Ф. Каменский. С.И. Федоров пишет: «В некоторых литературных источниках архитектора Петонди называют «наперсником» графа М.Ф. Каменского, которому он будто бы строил некоторые сооружения в Сабуровской крепости» [10]. К сожалению, ссылок на эти источники автор не дает. Таким образом, вопрос об авторстве построек остается открытым.

1. Орловская область. Каталог памятников архитектуры / Сост. В.И. Плужников. М.: НИИ искусствознания, 1985. С. 94.
2. Шабанов Г.И. Забытая крепость / Бюллетень Орловского губернского Бюро краеведения. 1927. № 2. С. 16.
3. Каменский А.Н. Графская крепость. 5-е издание. На правах рукописи. Москва-Орел: Б.и., 2012. С. 9.
4. ГАОО. Ф. 3993. Оп. 1. Д. 37. Л. 48.
5. ЦИАМ. Ф. 1857. Оп. 1. Д. 9. Опись Владимирской вотчины С.М. Каменского (около 1817 г.). Лл. 5 – 6.
6. ГАОО. Ф. 3993. Оп. 1. Д. 37. Острова Е.О. Архитектурный комплекс конца 18 века – усадьба «Сабуровская крепость». Историческая записка. 1979. С. 34.
7. Каменский А.Н. Графская крепость. 5-е издание. На правах рукописи. Москва-Орел: Б.и., 2012. С. 8.
8. Каплинский М.В. Сабуровская крепость // Орловская правда. 1957. 14 июня.
9. Безсонов С.М. Архангельское. М.: Рассвет, 1937. С. 44.
10. Федоров С.И. Записки архитектора. Время, памятники, люди. Тула: Приокское книжное издательство, 1987. С. 49.

Ансамбль Сабуровской крепости – объект культурного наследия Орловской области, памятник архитектуры федерального значения

Близкая к квадрату, обширная территория 400 х 450 м была обнесена кирпичными стенами (местами в 4 м высотой). Восточный и южный углы отмечены круглыми башнями. В стене между ними пять выступов и примерно посередине – 1-этажная постройка из трех помещений. Она сильно выступает наружу, и ее внешние стены прорезаны узкими окнами-бойницами, придающими ей крепостной облик. Изнутри ограды в ее стенах сделаны по краям большие прямоугольные проемы, а в центре – три еще больших стрельчатых. Помещения связаны анфиладой. Устное предание называет постройку театром.

Северная стена ограды имеет небольшие проездные ворота и четыре округленных боевых выступа, чередующихся с тремя башнями. Средняя из них, прямоугольной формы, наибольшая. Она выдвинута на внешнюю сторону стены. Проездные ворота есть и с южной стороны. Здесь ломаная линия стены включает в себя два прямоугольных выступа и две самые крупные в ограде башни. Обе башни прямоугольные, со скругленными углами. Выступают они внутрь ограды. Большая из них имеет три этажа и подвалы. Высказывались предположения о том, что она предназначалась для черкесов, личной охраны Каменского, а подвалы служили тюремным помещением.

Другая, меньшая по площади башня, завершена кирпичным шатром и достигает в высоту 14 м. Окна обеих построек стрельчатые.

Интересны две башни западной стороны (ближе к церкви). Стена здесь почти не сохранилась. Башни обрамляли главный въезд в усадьбу. Их называли пороховыми погребами, однако это могли быть простые ледники. Треугольные в плане, они завершены трехгранными пирамидами, чьи вершины несколько смещены, в связи с чем грани неодинаковы. Внутри башен с помощью многоступенчатых тромпов сделан переход к круглому постаменту, который плохо совместим с трехгранным шатром.

Внешняя отделка построек проста. Стены разделены лопатками с двускатным верхом. На башнях простые карнизы и бойницы. Круглые угловые башни украшены круглыми или ромбовидными нишами и проемами.

Орловская область. Каталог памятников архитектуры / Автор-составитель В.И. Плужников. М.: Государственный институт искусствознания, 1985. С. 92 – 93.

Храм Михаила Архангела в селе Сабурово (1755 г.)

Отдельно от крепостного комплекса следует рассматривать усадебный храм – церковь Михаила Архангела. Она была выстроена раньше существующей усадьбы и освящена в 1755 г.: «… Орловский округ села Каменского Сабурова тож, церковь во имя Архистратига Михаила… освящена 1755 года ноября 11 дня при Императрице Елисавете Петровне благоволением Преосвященнейшего Гавриила Епископа Коломенского Орловским Архимандритом Флавианом… В придельной церкви храм во имя Пророка и предтечи Иоанна… освящен 1755 года ноября 10 дня…».

Церковь – памятник барокко. Восьмерик, возведенный на четверике, завершался малым световым восьмериком с оригинальной венчающей главкой. Проемы имели пышные барочные обрамления, следы которых ясно читаются в кладке. Фасады четверика завершались разорванными фронтонами с волютами и белокаменными карнизами большого выноса. Белый камень использован для баз и капителей пилястр, для наличников, для карнизов восьмериков, в также для таких своеобразных фрагментов, как волнообразный постамент главки, зигзаг по ребрам восьмеричка, уникальная капитель между восьмеричком и маковицей.

Внутри храма на переходе от четверика к восьмерику помещены плоские паруса. Окна восьмерика объединены своеобразным ритмом: подоконники на диагональных гранях горизонтальные (они проходят над парусами), в северной же и южной гранях сильно скошены вниз, создавая иллюзию сильного понижения проемов. В западной грани вместо окна сделан дверной проем во 2-й этаж трапезной. В основании сомкнутого свода проходит плоский карниз. В середине XIX в. наличники окон были срублены, стены частично облицованы новым кирпичом и оштукатурены.

В 1809 г. в храме был похоронен граф Михаил Федотович Каменский, а в 1811 году – его сын Николай. Храм был закрыт в 1930-е годы. Трапезную и колокольню разобрали на кирпичи. Общине верующих церковь была возвращена только в 1995 году. К сожалению, в ходе проводившихся впоследствии восстановительных работ первоначальный облик храма был значительно искажен.

Смотрите так же