Усадьба князей Голицыных в с. Голунь

Орловская область, Новосильский район, с. Голунь

Усадьба князей Голицыных в селе Голунь

Камарицкая вотчина Кантемира состояла из 57 сел и деревень, занимала большую часть нынешнего Дмитровского, часть Брасовского и часть Железногорского районов. Свою усадьбу, площадью 12 десятин, Дмитрий Кантемир основал на правом берегу речки Общерицы в 1721 году. Сохранился документ – прошение сыновей Кантемира – в котором читаем: «Родитель наш слободу Дмитриевку построил для своего покою, по своему имени, на порознем (т.е. свободном, пустом – Н.К.) месте, на котором никакого строения не бывало, и назвал его Дмитриевкою» .

1762 год

первое упоминание в архиве о селе Голунь

С западной стороны часть крутого склона над Зушей носит старинное название Сорочья гора. В документах Государственного архива Орловской области впервые упоминается в 1762 году. Село Голунь, Покровское тож, относилось к Никольскому малому стану Новосильского уезда Тульского наместничества. Наиболее раннее описание села имеется в «Экономических примечаниях» Новосильского уезда, составленных в связи с генеральным межеванием земель Тульской губернии (1776 – 1780): «Село речки Раковки и оврага Борисова на правой сторонах и по обе стороны реки Зуши.

Церковь деревянная Покрова Пресвятые Богородицы, дом господский деревянный с плодовитым садом…». Описание отмечает плодородную черную землю. На реке стояла большая мукомольная мельница «о шести поставах». Благодаря тому, что вотчинные земли захватывали большой кусок береговой полосы, имелись хорошие сенные покосы. Помимо главного селения к вотчине принадлежали деревни Раковня и Ржавка. Всех дворов считалось 173, душ мужского пола 791 и женского пола 8711.

В это время село Голунь принадлежало лейб-гвардии Конного полка ротмистру князю Александру Яковлевичу Голицыну (1729 – 1779). В 1780 году село приобретает его родственник генерал-поручик, камергер князь Михаил Михайлович Голицын (1731 – 1804), представитель младшей, но самой родовитой линии этого многочисленного дворянского рода. Вплоть до революции 1917 года имение оставалось во владении его прямых потомков.

Барду И.П. Портрет князя Михаила Михайловича Голицына. 1786 г. Государственная Третьяковская галерея

Барду И.П. Портрет княгини Анны Александровны Голицыной. 1786 г. Государственная Третьяковская галерея

После смерти М.М. Голицына усадьбой владеет его вдова Анна Александровна Голицына, урожденная баронесса Строганова (1739 – 1816), ей наследует старший сын князь Александр Михайлович Голицын (1772 – 1821). После его смерти усадьба переходит во владение его младшего брата Сергея Михайловича (1774 – 1859). Прожив долгую жизнь, он владеет Голунью 38 лет. После его смерти усадьба переходит его племяннику Михаилу Александровичу Голицыну (1804 – 1860). От брака с княгиней Марией Ильиничной Долгорукой у него был сын Сергей, который следом за ним становится владельцем Голуни. Сергей Михайлович Голицын (1843 – 1915) от первого брака с А.И. Гладковой имел дочь Марию, которой в 1907 году по дарственному акту передал усадьбу Голунь. Мария Сергеевна Голицына (1868 – 1929) в 1886 году вышла замуж за Обер-прокурора Святейшего Синода Петра Петровича Извольского. Извольские владели усадьбой до 1917 года.

Этапы строительства усадьбы в селе Голунь

Большое строительство в усадьбе развернулось при Михаиле Михайловиче Голицыне. Перестраивается и расширяется старинный деревянный барский дом. В 1783 году от князя к приказчику Ф. Дьячкову идут письма «о пристройке к господским хоромам комнат», о «покупке для оного разного лесу», «о покупке для пристройки к господскому дому в Голуни разных материалов в Туле». В следующем году в имении была заведена небольшая суконная фабрика для удовлетворения домашних нужд князя. К этому времени в Голуни уже существовали конный, овечий и свиной заводы. В целом, село становится второй по своей значимости (после Кузьминок) вотчиной Голицыных, обеспечивавшей московский дома и подмосковные усадьбы княжеской семьи хлебом и прочими сельскохозяйственными продуктами.

В 1785 году генерал-поручик Михаил Михайлович Голицын выходит в отставку и больше времени уделяет делам своих имений. В Голуни князь решает строить каменный конный двор с многочисленными строениями: манежем, конюшнями, отдельными для жеребцов, кобыл, жеребят двух- и трехлеток, сараем для меринов.

При М.М. Голицыне в Голуни строится также каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» говорится, что эта церковь, постройка которой началась в 1790 году, была возведена на месте более раннего деревянного храма, сгоревшего в конце 80-х годов XVIII столетия [1].

Конный двор в усадьбе Голицыных в селе Голунь (Орловская область), 1785 г.

Однако в архивных документах, связанных с хозяйственной и строительной деятельностью в Голуни, имеются указания на то, что в 1799 году наряду со строящейся каменной церковью в селе все еще стояла и деревянная. 13 мая 1799 года приказчик Федор Дьячков писал М.М. Голицыну: «Сиятельный князь Мих[аил]. Мих[айлович]. В силу Вашего именного приказания <...> по прибытии в село Голунь <...> всенижайше доношу <...> 1) В церкви деревянной ветхостей не видно и кровля поправлена. 2) Каменная церковь так тверда, хорошо отделана, что трещин нигде не видно, а отштукатуренная и паче будет видна и уж колокольни сделанный первый ярус весьма хорош» [2].

Для строительства новой церкви, кроме кирпича и бута, в Голунь из Подмосковья поставлялось большое количество знаменитого мячковского камня – высококачественного известняка, который был широко применен в ее отделке.

Сыновья М.М. Голицына строительства в Голуни не прекращали. В 1810 году князь Александр Михайлович начинает строить в усадьбе каменный господский дом.

Архивные документы подтверждают, что автором проекта дома был выдающийся архитектор, один из основоположников русского ампира Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814). Из письма А.М. Голицыну, датированного 16 мая 1810 года:

Сиятельнейший кн[язь] Алекс[андр] Мих[айлович]. Милост[ивый] госуд[арь] <...> Специальный план, присланный при повелении от 5-ого сего месяца получен, который для назначения в Голуни дому г. Жеральди мною показан был, и линия строения каменщикам назначится. По плану же сделанному на тот дом Воронихиным внутренние простенки назначено в один кирпич, в которых следовало бы от печей провести скрытые трубы, но как оные очень тонки, то Жеральди и приказал с того плана скопировать другой в большем виде <...>[3]

Господский дом в усадьбе Голицыных в селе Голунь (Орловская область), 1810 г.

Упоминаемый в письме «господин Жеральди» – это, как полагает В.И. Плужников, вероятно, архитектор Джованни Батиста (Иван Дементьевич) Жилярди (1759 – 1819), отец Доменико (Дементия Ивановича) Жилярди . Считается, что Джованни Батиста Жилярди являлся исполнителем некоторых архитектурных проектов, которые создавал А.Н. Воронихин для усадьбы Голицыных в Кузьминках. Следует подчеркнуть, что, будучи вольноотпущенником графа Александра Сергеевича Строганова, А.Н. Воронихин являлся как бы «домашним архитектором» Строгановых и их близких родственников Голицыных. Так, по проектам зодчего был построен дом в усадьбе Городня Калужской области (1798), принадлежавшей княгине Наталье Петровне Голицыной, и дом Голицыных в Усолье на Урале (1818).

По сторонам от главного дома находятся два флигеля. Дом был поставлен южным фасадом к главной проезжей дороге, соединяющей усадьбу с городом. Аллея, идущая по линии дороги, носила название «Подъездной». Таким образом, въезжавшие в усадьбу проезжали мимо церкви, следовали вдоль протяженного южного фасада дома и сворачивали на парадный двор. С южной и северной сторон от господского дома располагался парк.

В целом, можно выделить четыре этапа формирования усадьбы.

1. До 1780 года: усадьба с деревянным господским домом и фруктовым садом носила чисто утилитарный характер.
2. Конец XVIII – начало XIX века (1800 – 1810 годы): строительство двухэтажного кирпичного дома, флигелей и создание «проспекта». Формирование планировочной структуры усадьбы, которая сохранилась до наших дней.
3. 1850-е – 1860-е годы: формирование пейзажной южной части парка (точная датировка остается невыясненной).
4. Конец XIX – начало XX века: к этому периоду могут быть отнесены еловая въездная аллея, еловая обсадка граничных валов, сосновые насаждения и «древесная клумба».

1. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. Тула: Тип. Соколова и Фортунатова, 1895. С. 562.
2. Архив управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области. Новосильский район. Д-1. Усадьба Голицыных. Научно-исследовательская и проектно-техническая документация.
3. Цит. по: Ковешникова Н.А. Орловские усадьбы и их обитатели. Орел: Картуш, 2019. С.
4. Орловская область. Каталог памятников архитектуры / Автор-составитель В.И. Плужников. М.: Государственный институт искусствознания, 1985. С. 295.

Схематический чертеж бывшего конного двора в усадьбе Голунь

Конный двор (1785-1787 гг.)

Конный двор, расположенный к юго-востоку от усадьбы, по другую сторону шоссе Новосиль-Голунь, представляет собой ряд одноэтажных зданий, поставленных в каре и объединенных невысокой кирпичной оградой. Углы ограды скошены и отмечены круглыми башенками. Кирпичные стены побелены.

С ранним классицизмом ограду связывает рельеф всех членений и их несложный геометризм. Нижний ярус башен рустован, верхний расчленен восемью широкими лопатками на плоские ниши.

Верх башни завершен упрощенным антаблементом и скуфьей купола. Поле стен ограды между цоколем и венчающим фризом расчленено неглубокими квадратными нишами со слегка выступающими большими плоскими кругами. Эти украше¬ния стен, равно как и побелка, были сделаны по указанию М.А. Голицына.

Въезд на территорию конного двора в виде трехъярусной башни обращен северной стороной к дороге. Пилоны ворот с плоской перемычкой, с круглыми глухими барабанами, украшены прямоугольными нишами и филенками.

Архитектура зданий конного двора, претерпевших многие переделки (особенно пострадала восточная часть комплекса), очень проста. Углы объемов обработаны лопатками, а окна имеют ленточные обрамления. Устное предание говорит о том, что здания никогда не использовались под конный двор, здесь были складские помещения, откуда и второе название – «запас».

Орловская область. Каталог памятников архитектуры / Автор-составитель В.И. Плужников. М.: Государственный институт искусствознания, 1985. С. 298.

Церковь во имя Покровя Пресвятой Богородицы (1790-1816 гг.)

Новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен в 1816 году; до этого, в 1800 году, был освящен Николаевский придел, а в 1839 году – Митрофаниевский придел. В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» читаем: «Достоин внимания иконостас в Митрофаниевском приделе. Он весь покрыт золотом; все иконы написаны в итальянском стиле. Иконостас этот пожертвован князем Сергеем Михайловичем Голицыным и перенесен в Голунский храм из домового храма в подмосковном имении князя, в селе Дубровицах» [1]. К сожалению, в 1958 году храм был разобран.

В некоторых краеведческих исследованиях авторство проекта храма приписывается А.Н. Воронихину, однако документальных подтверждений этой версии обнаружить не удалось.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе Голицыных в селе Голунь (Орловская область), 1790 г. Разобрана в 1958 г.

Чарльз Камерон. Собор Вознесения Господня (Софийский). 1782 – 1787 гг. Пушкин (бывш. Царское Село).

Насколько можно судить по сохранившимся фотографиям, типологически Покровский храм в Голуни близок знаменитой царскосельской Софии – Вознесенскому собору в Царском Селе. Собор в Царском Селе был построен по проекту Чарльза Камерона в 1782 – 1787 годах. Особенность этого пятиглавого собора заключается в том, что черты весьма популярного в России в конце XVIII века палладианского стиля сочетаются в нем с элементами византийской архитектуры. Из-за своего несомненного сходства с собором святой Софии в Константинополе (VI век), проявившегося, прежде всего, в конструкции главного купола, царскосельский храм и получил свое второе название. Храм, выстроенный Камероном, вызвал волну подражаний как в обеих столицах, так и в провинции. По мнению А.В. Чекмарева, Покровская церковь в Голуни является одной из наиболее ранних, хотя и несколько упрощенной, репликой Софийского собора [2].

1. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. – Тула: Тип. Соколова и Фортунатова, 1895. – 825 с. – С. 562.
2. Чекмарев А.В. Эхо «греческого проекта» Екатерины II. Часть 1. // http://arch-heritage.livejournal.com/1540839.html. Часть 2 // http://arch-heritage.livejournal.com/1541113.html

Главный дом и флигели в усадьбе Голицыных в селе Голунь (1810-е гг.)

Некоторые детали архитектурного решения (пояс меандра, разделяющий этажи, арочные обрамления окон с карнизами, соединяющими их в уровне пят, и другие приемы) позволяют предположить, что при возведении здания за основу действительно был взят проект А.Н. Воронихина. Дом выстроен из кирпича, стены оштукатурена. К обоим торцам пристроены объемы, образующие ризалиты по краям основных фасадов. Их можно датировать второй половиной XIX в.

Господский дом в усадьбе Голицыных в селе Голунь (Орловская область), 1810 г.

Здание в формах зрелого классицизма первоначально представляло собой прямоугольный в плане объем с крупными выступами в центре главного (полукружие) и паркового фасадов. Перед полукружием поднимались широкие концентрические ступени. К парку обращен прямоугольный ризалит, завершенный невысоким аттиком. Подобная композиция мало характерна для классицизма.

Стены ризалитов выше основного объема, и их кровли поднималась над боковыми частями, в первом этаже большинство окон заключены в широкие арочные ниши.

На уровне пят по стенам проходит тяга, отделяющая рустованный низ от гладкого фона, завершенного поясом меандра и междуэтажным карнизом.

Основа планировки обоих этажей дома – размещенные по его оси круглый и прямоугольный залы, соответствующие ризалитам. Они разделены узким коридором, соединяющим крылья дома. Боковые прямоугольные помещения связаны с залами и между собой анфиладой дверей.

Два флигеля расположены по сторонам главного дома без увязки их осей между собой и домом. Кирпичные стены оштукатурены. Каждый флигель имеет на длинных фасадах по семь окон в мерном ритме, а на торцовых – по два окна по сторонам от входа. Углы рустованы, над нечетными окнами главных фасадов помещены трехчастные замки, а над четными – треугольные сандрики.

Внутри флигелей два ряда прямоугольных комнат, расположенных вдоль фасадов, связаны центральным коридором.

Орловская область. Каталог памятников архитектуры / Автор-составитель В.И. Плужников. М.: Государственный институт искусствознания, 1985. С. 296 - 297.

Парк в усадьбе князей Голицыных в селе Голунь

Некоторые детали архитектурного решения (пояс меандра, разделяющий этажи, арочные обрамления окон с карнизами, соединяющими их в уровне пят, и другие приемы) позволяют предположить, что при возведении здания за основу действительно был взят проект А.Н. Воронихина. Дом выстроен из кирпича, стены оштукатурена. К обоим торцам пристроены объемы, образующие ризалиты по краям основных фасадов. Их можно датировать второй половиной XIX в.

Регулярный парк имеет прямоугольную форму. Сохранился вал и ров с восточной стороны и его фрагмент на западной границе. С севера регулярный парк замыкает рядовая посадка старовозрастных лип. Северная часть парка, примыкающая к регулярному парку, представляет прямоугольник, с трех сторон окруженный рвом и валом. Внутри него насаждения сосны 100-летнего возраста. С восточной стороны параллельно валу[1] идет еловый ряд. С востока к центральной части парка примыкает фруктовый сад. Кроме старовозрастных лип, сосен, елей и нескольких лиственниц, в парке появилось новое поколение древесно-кустарниковой растительности (липа, клен, береза) возрастом от 40 до 70 лет.

Центральную часть липового парка от сосновых насаждений ограничивает липовый ряд с насаждениями. Вдоль него идет грунтовая дорога шириной 3,0 м и вал высотой 0,4 м. Липовый ряд состоит из 24 лип 200-летнего возраста. Шаг посадки 2,0 – 3,0 м.

Композиционным центром регулярной части парка является поляна ромбовидной формы, расположенная непосредственно перед северным фасадом господского дома. Сейчас она почти вся заросла насаждениями 50-летнего возраста: ясенем обыкновенным, кленом остролистным.

Покров поляны разнотравный, состоящий из клевера, подорожника, гравилата, ромашки, крапивы, полыни, лопухов и др. От поляны лучами расходились три главные липовые аллеи. Вероятно, они были основой планировки всего парка. Планировка была строго геометрической и состояла из сложной системы продольных, поперечных и диагональных линий, образуемых липовыми боскетами треугольной формы.

К южному фасаду дома со стороны реки Зуши примыкала пейзажная часть парка. Композиционный принцип построения этой части парка основан на органическом сочетании ландшафтных элементов с окружающим пейзажем. Живописные группы лиственниц, клена татарского и клена гиннала обрамлены калиной бульденеж. Возраст деревьев и кустарников – от 120 до 50 лет. Покров состоит из маргариток. Остальная территория южной части парка покрыта насаждениями 50-летнего возраста. До настоящего времени сохранились посадки кустарника в виде кругов и дуг, размещенных на поляне за шоссе. Это, без сомнения, упоминаемая в архивных документах (письма управляющего Извольских) «древесная клумба», созданная садовником Рутом в начале ХХ века.

Смотрите так же